Елена Степанова
21.09.2024 в 13:36.Народная артистка СССР Елена Андреевна Степанова — одна из замечательных представительниц того поколения мастеров Государственного академического Большого театра, творчество которых выросло и сформировалось под непосредственным влиянием искусства гениальных певцов: Шаляпина, Собинова, Неждановой. Она родилась и выросла в семье учителя пения, и любовь к оперному искусству была воспитана в ней с детства.
Степановой было всего семнадцать лет, когда она пришла в Большой театр на конкурсные испытания для певцов хора. Несколько лет она работала в хоре и одновременно брала уроки пения у московских профессоров. Степанова упорно стремилась к осуществлению своей заветной мечты — стать солисткой Большого театра. И молодая певица добилась этого. В 1912 году на пробе она блестяще исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки и была зачислена в состав оперной труппы театра.
Елена Андреевна Степанова одарена от природы великолепным голосом серебристого тембра, редким по красоте и силе. Ее исполнение отличалось высокой культурой как музыкальной, так и певческой. Созданные ею образы были проникнуты огромным обаянием, покоряли простотой исполнения и жизненной правдой. В обширном репертуаре певицы было много самых различных по характеру партий, но самыми близкими для нее всегда оставались образы, созданные композиторами русской оперы. Здесь полностью раскрывались особенности ее пленительного дарования. Лучшие создания Степановой — сказочные женские образы в опе¬рах Римского-Корсакова: Снегурочка, Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Волхова в «Садко». Скупо используя мимику и жест, передавая тончайшие оттенки чувства почти исключительно средствами своего сильного и гибкого голоса, Степанова создала в этих спектаклях чудесные, глубоко народные, эпические образы.
Силой своего искусства она воплощала перед слушателями величие и мудрость прекрасной Царевны-Лебеди, олицетворяющей победу справедливости над темными силами зла, сказочную прелесть дочери могучей русской природы Волховы, детскую наивность и чистоту лесной девушки Снегурочки. Большим достижением Степановой был также образ Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Певица искренне и глубоко раскрывала трагедию чистосердечной и нежной девушки, жизнь которой была принесена в жертву корыстолюбивым расчетам окружающих. Своим кристально-ясным голосом Степанова рисовала светлый образ Марфы, казалось, созданной для тихой радости и безмятежного счастья. В последнем действии оперы, где героиню одно за другим постигают несчастья, вплоть до смерти любимого его жениха, Степанова не подчеркивала безумия Марфы, ее болезненную надломленность. Марфа как будто уходила от этой страшной жизни в мир призрачных воспоминаний. Только так она могла спастись от непосильной тяжести обрушившегося на нее горя. И этот контраст между безмятежным обликом девушки, по существу уже ушедшей из жизни, и бурными страстями, продолжающими кипеть вокруг нее, создавал неизгладимое впечатление. Исполняя партию Шемаханской царицы в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», Степанова мастерски передавала изощренную и холодноватую красоту мелодического рисунка партии, создавая образ беспощадной и злой волшебницы, остроумно и жестоко наказывающей глупого и жадного царя.
Елена Андреевна Степанова блестяще исполняла целый ряд труднейших партий и в операх классического западного репертуара. И здесь она не только доставляла слушателю наслаждение своим прекрасным голосом и великолепным вокальным мастерством, но и глубоко трогала простотой и жизненностью созданных ею образов. Ее Микаэла в опере Бнзе «Кармен» была простой крестьянской девушкой, верной и преданной. Свободно, легко и выразительно пела Степанова виртуозную партию Лакмэ в одноименной опере Делиба, заставляя сочувственно следить за печальной историей обманутой и брошенной индусской девушки. Глубоко и проникновенно передавала она печальную историю Виолетты в опере Верди «Травиата», взволнованно раскрывала полный молодой непосредственности и самоотверженности характер Джильды в «Риголетто».
Елена Андреевна Степанова проявила себя как крупный мастер и в концертном репертуаре. Лучшие черты, отличавшие ее творчество на оперной сцене: вокальное мастерство, высокая музыкальная культура, артистизм — сказались и здесь в полной мере. Певица часто выступала на эстраде с произведениями русских композиторов: романсами и оперными ариями. С особенной любовью она исполняла камерные произведения Чайковского. С интересом следя за новинками советской музыки, она включала в свои программы произведения современных композиторов: Чишко («Лети моя песня, лети»), Глиэра (арии из оперы «Шах-Сенем») и других. Не ограничиваясь своей деятельностью в области искусства, Елена Андреевна Степанова принимает участие в общественной жизни, выступает со статьями по музыкальному искусству в печати. В 1935 году она была избрана членом Моссовета. В 1934 году Елене Андреевне Степановой было присвоено звание народной артистки РСФСР. В 1937 году она была удостоена звания народной артистки Союза ССР и награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1951 году в связи со 175-летним юбилеем Большого театра Е. А. Степанова вторично награждена орденом Трудового Красного Знамени.