Дебюсси. «Море»
La mer
10.08.2011 в 14:03.С морской стихией у Клода Дебюсси было связано немало приятных воспоминаний. Еще в детстве он был покорен красотой Средиземного моря, в зрелом возрасте источником незабываемых впечатлений стал для него Атлантический океан. «Море – это все, что есть наиболее музыкального», – говорил композитор. И было бы странно, если бы этот образ, столь любимый Дебюсси, не получил воплощения в его творчестве. С этой стихией связан один из его «Ноктюрнов» – «Сирены», а летом 1903 г. он замыслил произведение, жанр которого определил как «три симфонических эскиза».
Работа над «Морем» была продолжена летом 1904 г., которое Дебюсси проводил на побережье Атлантического океана и пролива Ла-Манш со своей возлюбленной – певицей-любительницей Эммой Моиз. По словам композитора, море ему «показало все свои одежды». Источником вдохновения послужили не только собственные впечатления о море, но и гравюра японского художника Хокусаи под названием «Волна». Когда «Море» Клода Дебюсси издавалось, композитор пожелал, чтобы эту гравюру поместили на обложке.
Несмотря на столь скромное жанровое определение – «три симфонических эскиза» – «Море» становится наиболее крупным симфоническим произведением Клода Дебюсси. Произведению присуща удивительная цельность – в отличие, например, от «Ноктюрнов», в которых каждую из частей в принципе можно изъять из цикла и исполнять отдельно. Такие черты «Моря» позволили некоторым музыковедам даже усмотреть в нем черты трехчастной симфонии, в которой нет сонатного аллегро, но присутствуют иные традиционные составляющие цикла – медленная часть, скерцо и финал.
Первоначально Клод Дебюсси планировал назвать первую часть «Прекрасное море у островов Сангинер», но позднее заменил его на более абстрактное, не привязанное к конкретному месту: «От зари до полудня на море». Она начинается предельно тихо. На фоне тремоло литавр и звучания арфы в низком регистре возникают неторопливо накатывающиеся «волны» струнных, «всплески» деревянных духовых. Темп нарастает вместе со звучностью, и на фоне колышущегося аккомпанемента возникает пентатоническая тема валторн. Ей отвечают рулады флейты, мелодия широкого дыхания у солирующих виолончелей и другие мотивы, излагаемые столь любимыми Дебюсси чистыми «тембрами». Необычный тембровый эффект использует композитор в последнем разделе: виолончель, играющая в непривычном для нее высоком регистре, сочетается с английским рожком.
Заглавие второй части – «Игра волн» – в процессе работы над произведением не менялось. По эмоциональному и образному строю она перекликается с первой – та же светлая безмятежность, и ярких контрастов здесь тоже найти нельзя. Впрочем, краткие мотивы, из которых складывается музыкальная ткань, представляются более подвижными – они действительно «играют» в морских волнах и брызгах. Немало в этом музыкальном пейзаже ярких эффектов: трели скрипок, перезвон колокольчиков и тарелок, «волны» арфы. Появляется и излюбленный инструмент композитора – английский рожок. Его соло кратко, но напевно. Кульминационные моменты отмечаются оркестровым tutti.
Драматические образы появляются в третьей части, наиболее развернутой, изначально именовавшейся «Ветер заставляет море плясать», но ставшей «Диалогом ветра и моря». Ведь море не только безмятежно играет под лучами солнца – оно бывает и грозным. Именно таким видится море в раскатах большого барабана и литавр, ударах тамтама, пассажах низких струнных и возгласах духовых, открывающих этот симфонический эскиз. Появляется здесь и тема из первой части, но в тембре засурдиненной трубы она утрачивает свою безмятежность. Хорал валторн в среднем разделе воспринимается как «островок спокойствия» посреди шторма. Кульминация, к которой приводит дальнейшее развитие, становится не «разыгравшимся штормом», а ликующим гимном.
Премьера моря состоялась в Париже в октябре 1905 г. Дирижировал – по желанию Клода Дебюсси – Камилл Шевийяр, но это исполнение оказалось неудачным, что повлияло на восприятие нового произведения публикой. Успех ожидал «Море» в 1908 г., когда оно прозвучало под управлением автора. Для Клода Дебюсси это был дирижерский дебют.
Публикации
- На концерте Валерия Гергиева и Оркестра Мариинского театра в Москве (belcanto.ru) (11.12.2014 в 22:24)
- «Морская симфония» Воан-Уильямса прозвучала в Москве (belcanto.ru) (22.03.2012 в 11:15)