Скоморохи

12.01.2011 в 16:22.

Так на Руси называли народных актеров, странствовавших, потешавших людей своим пением и плясками, игрой на инструментах и акробатическими трюками, злободневными шутками и серьезными сказаниями. В их искусстве запечатлелось все наиболее живое и жизнеспособное, что было в народной культуре.

Сведения о скоморохах сохранились с эпохи средневековья, примерно с того периода, когда происходило распространение христианства на Руси. Тогда же и началось противостояние двух культур - народной (в которой еще оставалось много языческих традиций, непосредственности, эмоциональности, остроумия и юмора) и официальной церковной. Служители культа крайне резко выступали против скоморошьей культуры, приписывая ей все грехи. (Примерно так, как сейчас некоторые очень серьезные композиторы и писатели обрушиваются на рок-культуру.) Светские же власти - великие князья и царь Иван IV (Грозный) - поддерживали скоморохов, любили их, выписывали из вольного города Новгорода, который был центром народного свободомыслия и скоморошьей культуры.

Однако так было до поры до времени. Впоследствии интересы церкви и царской власти сошлись. И когда в середине XVII века обстановка в стране накалилась и одно за другим вспыхивали крестьянские восстания, среди карательных мер властей была расправа со скоморохами. В 1649 году они были сосланы в Сибирь и на Север, а их инструменты сожжены.

Удар, который приняла русская культура, когда из нее было вырвано искусство с многовековыми традициями, оказался столь силен, что повлиял на всю дальнейшую историю русской музыки. Лишившись народного инструментализма, Россия потеряла культуру музицирования, повернув все свои творческие силы в сторону песни, хорового пения. Лишь в XVIII веке начала создаваться русская профессиональная инструментальная музыка. И эта однобокость развития крайне затруднила приобщение широких масс к профессиональной музыке.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова