Виссарион Шебалин (Vissarion Shebalin)

04.12.2010 в 13:35.

Виссарион Шебалин (Vissarion Shebalin)

Шебалин — один из тех русских композиторов XX века, которые составили своего рода «второй эшелон» вслед за выдающимися гениями Стравинским, Прокофьевым и Шостаковичем, блестящий профессионал, музыкант своеобразного и яркого дарования, оставивший значительный след в музыкальной культуре России. Его наследие составляют произведения разных жанров: камерные, вокально-симфонические, симфонии, оперы. Шебалин также был выдающимся педагогом и осуществил колоссальную работу по редактированию незаконченных сочинений русских классиков — Глинки и Мусоргского.

Виссарион Яковлевич Шебалин родился 29 мая (11 июня) 1902 года в Омске, в семье преподавателя математики, страстно любившего музыку. Окруженный с раннего детства атмосферой домашнего музицирования, слышавший множество народных песен, мальчик рано проявил музыкальные способности. С восьми лет, одновременно с гимназическими, начались его занятия фортепиано. В 1919 году, по окончании гимназии, реформированной в среднюю школу, он вынужден поступить в единственное высшее учебное заведение города — Сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, однако с открытием в 1920 году Музыкального техникума переходит туда, сначала на фортепианное отделение, а через год избирает основной специальностью теорию музыки и композицию (класс М. Невитова). За два года занятий у Невитова Шебалин создает более 50 произведений разных жанров. С этим творческим багажом юноша отправляется в Москву. С 1923-го по 1928 год Шебалин обучается в Московской консерватории в классе композиции Н. Мясковского. По окончании консерватории становится ее преподавателем, а в 1935 году получает звание профессора. Наряду с педагогической деятельностью так же интенсивно, как и в ранние годы, продолжается творческая деятельность Шебалина. Им создаются романсы на тексты Пушкина, Гейне, Лермонтова, Блока, Есенина, несколько квартетов, струнное трио, инструментальные сонаты, хоры, кантаты «Май» и «Москва», другие сочинения, в том числе музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Летом 1941 года Шебалина командируют в Минск в качестве председателя экзаменационной комиссии в Минской консерватории. Там его застает начало Великой Отечественной войны. Железнодорожные пути были выведены из строя, и уходить из города пришлось пешком, под бомбами. С собой Шебалин взял только портфель с документами государственных экзаменов — лишь благодаря этому выпускники консерватории впоследствии смогли получить дипломы. После тяжкого пешего пути с ночевками в лесу, после долгой дороги в теплушке товарного вагона от наконец-то действующей станции Шебалин наконец добрался до Москвы, где сразу записался в ополчение. Однако вскоре все ополченцы, имевшие профессорское звание, были возвращены на службу. В сентябре занятия в консерватории возобновились, но уже в октябре было получено распоряжение об эвакуации. Шебалин выехал в Свердловск (ныне Екатеринбург), где он пробыл около года, после чего был вызван в Москву.

С осени 1942 года Шебалин возглавил Московскую консерваторию и оставался ее директором до 1948 года, когда была развязана оголтелая кампания против «формализма» в музыке. Шебалина вместе со многими другими музыкантами, составляющими гордость отечественного искусства, выгнали из консерватории, по сути, лишив средств к существованию. Эта травля не могла не сказаться на здоровье композитора, едва перешагнувшего 60-летний рубеж. Последние его произведения — оперы «Укрощение строптивой» и «Солнце над степью» (1957), Девятый и Десятый квартеты, хоры, циклы романсов на стихи М. Лермонтова, А. Твардовского, А. Прокофьева.

Шебалин скончался 28 мая 1963 года в Москве.

Л. Михеева

Произведения

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова