Опера Джоаккино Россини «Семирамида»
12.01.2011 в 09:50.«Семирамида» (итал. Semiramide) — трагическая опера Джоаккино Россини в 2 действиях, либретто Г. Росси по Вольтеру.
Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», 3 февраля 1823 г.
Действующие лица: Семирамида (сопрано), Арзаче (меццо-сопрано), Ассур (бас), Идрено (тенор), Орое (бас), Дух Нино (бас), Азема (сопрано).
Царица Вавилонии Семирамида становится соучастницей отравления своего мужа Нино. Убийство совершает Ассур, её возлюбленный, который рассчитывает стать царём. Перед смертью царь Нино, обо всём догадавшийся, успевает сообщить о предательстве другу и поручить ему своего сына. Друг прячет мальчика от коварного Ассура и воспитывает его вдали от родины под именем Арзаче. Но всё это предыстория. Действие оперы начинается с того момента, когда Арзаче, уже взрослый и ставший известным полководцем, приезжает в Вавилон. Как раз в это время Семирамида собирается выбрать себе супруга. Оракул предсказывает ей, что спокойствие, которого царица не знала со дня смерти своего первого мужа, вернётся к ней, когда царём станет Арзаче. Ему и предлагает она свою руку. В этот момент открывается могила Нино, и вышедшая оттуда тень царя предсказывает Арзаче будущее царствование, прося, однако, спуститься в могилу и принести жертву. Во время коронации Арзаче великий жрец открывает ему тайну его происхождения и отдаёт письмо отца. Когда Арзаче направляется на могилу Нино принести жертву, там его поджидает Ассур, который хочет убить соперника. Идёт к могиле и Семирамида, чтобы защитить Арзаче. И случается непоправимая путаница: Арзаче нечаянно убивает свою мать, приняв её за Ассура, которого хотел в жертву его отец. Арзаче вступает на престол и женится на своей возлюбленной Аземе.
Названная композитором «трагической мелодрамой», эта опера знаменует собой важную веху в преодолении условностей оперы-сериа, отживающей свой век.
Русская премьера состоялась в 1836 году (Петербург, солисты Степанова, Петрова-Воробьёва, О. Петров). Среди лучших исполнителей Сазерленд (Семирамида), Хорн (Арзаче), неоднократно выступавшие вместе в этой опере в середине 1960-х годов в США. Отметим также спектакли 1992 и 1994 на россиниевском фестивале в Пезаро (в заглавной партии Я. Тамар, Газдиа).
Дискография: Deutsche Grammophon. Дир. Марин, Семирамида (Стьюдер), Арзаче (Лармор), Ассур (Рэми), Идрено (Лопардо) — Decca. Дир. Бонинг, Семирамида (Сазерленд), Арзаче (Хорн), Ассур (Руло).
Е. Цодоков
В 1822 году Джоаккино Россини являлся уже весьма опытным композитором, создавшим тридцать три оперы. Он обрел не только славу, но и семейное счастье — супругой его стала певица Изабелла Кольбран, участвовавшая в первых постановках «Отелло», «Моисея в Египте» и иных опер композитора. Заглавная роль в опере, над которой Россини начал работать в то время, тоже предназначалась ей. «Семирамида» — так называлась опера.
Царица Семирамида (точнее, Шаммурамат), образ которой предстояло воплотить супруге композитора — реально существовавшая женщина, но легенд о ней сохранилось несравненно больше, чем исторических фактов. Родилась в Вавилоне в конце IX века до н. э., была замужем за ассирийским царем, а после смерти мужа — регентшей при малолетнем сыне… вот это единоличное правление женщины, весьма нетипичное для цивилизаций Древнего Востока, вероятно, и послужило поводом для возникновения множества легенд — и величественных, и мрачных. Семирамиде приписывали создание «чудес света», в особенности — знаменитых Висячих садов в Вавилоне, убийство царственного супруга, роман с сыном и гибель от его руки… Эти легенды послужили источником вдохновения для Ф.Вольтера, создавшего трагедию «Семирамида», которая и стала основой одноименной оперы Россини.
Либретто оперы «Семирамида» создал либреттист венецианского театра «Ла Фениче» Гаэтано Росси — и пьеса Ф.Вольтера под его пером претерпела некоторые изменения. Для французского философа легенда о жестокой царице была в первую очередь поводом поговорить на чрезвычайно близкую ему (и актуальную для эпохи) тему борьбы против тирании, предречь неминуемое возмездие всем деспотам. В опере же нет такого гражданского пафоса, образ царицы не лишен некоторой привлекательности, совсем уж беспросветной злодейкой она не выглядит, а на первом плане — что вполне типично для итальянской оперы-seria — оказывается весьма сложной. Царица Семирамида готовится избрать себе супруга. На это место рассчитывает вавилонский принц Ассур, который некогда помог Семирамиде убить ее мужа — царя Нина, но она обращает взор на молодого полководца-чужеземца Арзаче. Тот любит вавилонскую принцессу Адзему, на руку которой претендует Идрено — царь индийский. Арзаче еще не знает, что является сыном убитого царя Нина… По законам жанра оперы-seria, в финале все это должно бы счастливо разрешиться воссоединением счастливых пар, однако этого так и не происходит: узнав правду о своем происхождении, Арзаче совершает месть — но по роковой случайности убивает не Ассура, а свою мать… Жанр этой оперы композитор определил как «трагическую мелодраму».
Но если в «Семирамиде» нет традиционной счастливой развязки, то многие иные черты оперы-seria в ней присутствуют. Так, партия Арзаче — юного героя — поручается женскому голосу (сопрано). Сопровождающий исполнение симфонический оркестр, располагающийся в оркестровой яме, дополняется духовым, звучащим то непосредственно на сцене, то за сценой. Партии всех действующих лиц предельно виртуозны — впрочем, Россини уже не позволял певцам импровизировать фиоритуры, а тщательно выписывал их сам. Из сольных номеров «Семирамиды» особую известность (в том числе и как концертные номера) приобрели каватина Арзаче из первой картины и грациозная ария Семирамиды из второй картины. Но арии — вопреки традициям оперы-seria — не имеют в этом произведении определяющего значения, гораздо большую роль играют ансамбли. И ансамблевые, и сольные номера нередко сопровождает хор. Таково рондо Арзаче «В эту страшную годину», сопровождаемое мужским хором, четвертая картина, представляющая собою свободно развивающееся соло Ассура с хором. Хоровые сцены, которых в опере немало, отличаются масштабностью — как, например, сумрачный хор жрецов во втором действии.
Немалую популярность приобрела увертюра к опере «Семирамида», названная — в соответствии с итальянской традицией — «симфонией». Эту увертюру с ее прекрасными, яркими темами симфонические оркестры нередко включают в концертные программы.
Оперу «Семирамида» Джоаккино Россини написал со свойственной ее быстротой, и впервые она была исполнена в венецианском театре «Ла Фениче» в феврале 1823 года. Как и предполагалось, заглавную партию пела Изабелла Кольбран — но Семирамида оказалась ее последней ролью: в скором времени исполнительница, лишившаяся голоса, вынуждена была завершить сценическую карьеру.
Но не только в репертуаре Изабеллы Кольбран «Семирамида» стала последней. Это была последняя опера-seria, созданная Джоаккино Россини, более того — последнее произведение в этом жанре вообще. Эта разновидность итальянской оперы изживала себя — и поистине нужен был гений Россини, чтобы поставить в ее развитии «эффектную точку».
Публикации
- На 40-м Россиниевском оперном фестивале в Пезаро (belcanto.ru) (15.09.2019 в 17:31)
- «Семирамида» и «Из мёртвого дома» в Баварской государственной опере (belcanto.ru) (29.06.2018 в 13:20)
- «Дон Карлос» Верди и «Семирамида» Россини в российском киноэфире (belcanto.ru) (21.04.2018 в 20:41)
- Большой фестиваль РНО представил «Семирамиду» Россини (belcanto.ru) (04.10.2015 в 14:16)
- «Семирамида» на Большом фестивале РНО (operanews.ru) (21.09.2015 в 20:01)
- «Семирамида» в Лионе: бельканто и почти прекрасное пение (operanews.ru) (01.12.2014 в 22:58)
- Художественные искания Россини в области «серьезной оперы» (belcanto.ru) (22.01.2004 в 22:36)
- Россиниевский фестиваль в Пезаро (belcanto.ru) (04.09.2003 в 21:47)