Секвенция

12.01.2011 в 14:46.

Секвенция (позднелат. sequentia, букв. — то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor — следую) в технике музыкальной композиции — последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется звеном.

Латинское слово sequentia означает «последовательность» (точнее, «то, что последует за чем-либо»), но речь идет о последовательности особого рода. Выстроить ее может каждый: возьмите краткий мотив (его можно сочинить самостоятельно или откуда-нибудь позаимствовать), а затем повторите его от другого звука — вот это и будет секвенция. Говоря о секвенции, обычно подразумевают не только мелодический мотив, но и сопровождающую его гармонию (иногда гармония даже ставится во главу угла). Такую «операцию» можно проделать несколько раз — повторения от разных звуков именуются звеньями секвенции. Переносить мотив можно на разные интервалы — это называется шагом секвенции, передвигаться мы можем вниз (нисходящая секвенция) или вверх (восходящая), оставаясь в пределах одной тональности (немодулирующая) или переходя в другую (модулирующая). Передвигаться можно по звукоряду тональности (диатоническая секвенция) или используя повышенные и пониженные ступени (хроматическая).

Как видим, секвенции бывают разными. Но для чего они нужны? Как известно, музыка существует во времени, а время — это постоянное изменение. В этом смысле секвенция являет собою истинный пример единства и борьбы противоположностей: изначально заданный мотив одновременно и сохраняет свое лицо, и приобретает другое звучание, изменив свое положение в ладу. Именно поэтому секвенционное развитие так часто используется в разработке сонатной формы: обращаясь таким образом с яркими, узнаваемыми мотивами, вычлененными из тем экспозиции, композиторы раскрывают в них новые грани, наполняют новым смыслом. Впрочем, и при построении темы секвенция многое может дать — именно секвенционное построение наполняет такой неудержимой страстью тему любви в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» — мелодия, развертывающаяся по типу восходящей секвенции, словно тянется к некой вершине, которая остается недостижимой (как недостижимо счастье для героев оперы).

Итак, секвенция — это повторение мотива от разных ступеней… но что же имеют в виду музыканты, говоря о «секвенции Dies irae»? Ведь в этой суровой мелодии нет подобной структуры. Слово «секвенция» имеет еще одно значение — разновидность средневекового католического одноголосного песнопения (монодии). Секвенции исполнялись во время мессы перед чтением Евангелия и первоначально представляли собой дополнение к «Аллилуйя», за которым они следовали.

Персоналии

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова