Скрябин. Поэма экстаза

11.08.2011 в 15:45.
Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin

С 1904 г. Александр Николаевич Скрябин жил в Швейцарии. Именно тогда возникают первые наброски одного из наиболее значительных сочинений композитора – «Поэмы экстаза». Создание ее растянулась на три года, поскольку различные обстоятельства препятствовали сочинению музыки. Александр Николаевич выезжал во Францию для исполнения своей Третьей симфонии, не способствовало творческому вдохновению и личное горе – смерть дочери. Кроме того, композитор работал над фортепианными пьесами, которые обязался представить издательству «М.П.Беляев в Лейпциге», а в 1907 г. композитор гастролировал в Америке.

Над партитурой композитор работал очень тщательно, неоднократно переделывая готовые фрагменты, совершенствуя детали оркестровки. Сочинение было завершено осенью 1907 г. Что же представляло собою новое симфоническое сочинение Скрябина? Композитор определил его как поэму – этот жанр получил широкое распространение в европейской музыке с тех пор, как Ференц Лист заложил его основы. На рубеже XIX-ХХ столетий в жанре симфонической поэмы творили Рихард Штраус, Венсан д’Энди, Арнольд Шёнберг. В рамках импрессионизма симфоническая поэма распространения не получила, но программность в симфонической музыке присутствовала (достаточно вспомнить «Море» и «Ноктюрны» Клода Дебюсси).

Эмоциональность и красочность оркестровки роднит скрябинскую «Поэму экстаза» с творениями Дебюсси, однако трактовка программности ближе к традициям Листа. Однако и в этом Скрябин идет своим собственным путем. Симфонические поэмы Листа имели прообразы в лице стихотворений, драм, исторических событий, произведений изобразительного искусства, Скрябин же использует жанр симфонической поэмы для воплощения философских идей, увлекавших его. Эти идеи композитор подробно изложил в стихах. Литературная программа не издавалась вместе с партитурой, но была издана отдельно и стала библиографической редкостью. Почему Скрябин не хотел, чтобы текст публиковался с поэмой? Несмотря на ее наличие, он желал, чтобы исполнители воспринимали произведение прежде всего как «чистую» музыку, но при этом можно было сообщить дирижерам, что программа имеется, и при желании они могут с нею ознакомиться.

Содержание «Поэмы экстаза» – вечная игра «духа, мечтою все созидающего». Скрябин обозначил образное содержание отдельных тем: «тема воли», «мотив самоутверждения», «мотив ужаса», «ритмы тревожные». В построении формы поэмы Скрябин использует основные контуры сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза, кода), однако трактуется она весьма свободно, воплощая идею, свойственную многим сочинениям композитора: от томления и предельной утонченности через «полет» активного движения к грандиозному торжеству самоутверждающегося духа.

Вступление открывается темой, которую композитор определили как «тему томления». В мелодии, вращающейся вокруг центрального тона, подчеркивается «вопросительная» интонация восходящей малой секунды. Вслед за развитием этой зыбкой темы у трубы возникает интонационное ядро активной «темы воли». Последующие темы – «тема мечтаний» и «тема полета» – развивают намеченное во вступлении образное соотношение. Первая из них интонационно родственна «теме томления», однако в ней возникает активная квартовая интонация, предвосхищающая будущую «тему самоутверждения». Ей контрастирует «тема полета» – стремительная, построенная на восходящем движении, но и в ее музыкальную ткань вплетаются элементы «темы томления». Новый контраст возникает с появлением новой темы, которая может трактоваться как побочная партия – нежной, украшенной хроматизмами, но в дальнейшем развитии она не играет важной роли, хотя в контрапунктических голосах возникают ее отдельные элементы.

Новый образ складывается из трех последующих тем. Первая из них – «ритмы тревожные» – отмечена синкопированной пульсацией увеличенных трезвучий у валторн. Далее следует «тема воли», проводимая трубой. Завершает экспозицию самая яркая и активная «тема самоутверждения». Краткий эпизод, развивающий неустойчивые интонации «томления», вводит в разработку. Далее «тема самоутверждения» взаимодействует с «темой полета», утратившей легкость, вторгаются и «ритмы тревожные». В кульминации появляется новый мотив – декламационная «тема протеста», мрачно излагаемая тромбонами.

В последнем разделе разработки «ритмы тревожные» сопоставляются с «темой воли», после чего появляется новое порождение побочной партии – «тема наслаждения». Перелом в развитии отмечен торжественным изложением «темы самоутверждения». Реприза динамизирована, но не очень интенсивно, кульминация приходится на коду: восемь валторн грандиозно проводят «тему самоутверждения», ее сопровождает контрапункт, построенный на материале «темы воли».

«Поэма экстаза» впервые прозвучала в 1908 г. в Нью-Йорке, дирижировал Модест Альтшулер. Первое исполнение в России состоялось в 1909 г. под управлением Гуго Варлиха.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова