Элизабет Шварцкопф
04.12.2010 в 13:35.Элизабет Шварцкопф — одна из величайших певиц ХХ века. По масштабу дарования она сопоставима с Марией Каллас. Ее искусство тоже причисляют к эталонам оперного пения. Но восхождение ее было нелегким.
Будущая певица появилась на свет в городе Ярочин, расположенном недалеко от Познани. Отец ее был учителем — он преподавал древние языки в мужской гимназии. Школ для девочек в городе не было, но благодаря хлопотам отца Элизабет было позволено учиться в гимназии вместе с мальчиками, и она смогла получить образование. В этом учебном заведении музыкальная жизнь была оживленной, часто ставили музыкальные спектакли и даже маленькие оперы. Разумеется, женские роли в них исполняла Элизабет, получившая таким образом возможность проявить свой талант.
Ко времени окончания школы Шварцкопф уже твердо решила стать певицей и отправилась учиться в Берлин. Ее наставница — певица Лула Мыш-Гмайнер — сочла, что ученица обладает меццо-сопрано, и развивала ее голос соответствующим образом. Эта ошибка дорого стоила Элизабет: голос с трудом ей повиновался, она быстро уставала. Певица даже начала сомневаться в своих способностях. Но учебу она не бросила, а стала советоваться с другими преподавателями. Стало ясно, что у нее совершенно другой тип голоса. Начав заниматься как сопрано, певица почувствовала себя уверенно, ее голос зазвучал в полную силу.
Шварцкопф получила разностороннее музыкальное образование: она обучалась и композиции, и игре на фортепиано и альте, играла в оркестре и камерных ансамблях, пела в хоре. Это помогло расширить музыкальный кругозор, получить солидную подготовку. Играть на фортепиано она продолжала и впоследствии, после завершения учебы.
Закончив обучение в 1938 году, певица была признана одной из лучших учениц и удостоена премии Лиги Наций. Благодаря этому она полгода провела в Англии, а по возвращении в Германию была принята в Городской оперный театр. Поначалу она исполняла небольшие партии. Первой из них стала роль одной из волшебных дев в «Парсифале» Рихарда Вагнера, причем о том, что ей придется исполнять эту партию, Элизабет узнала всего за два дня до спектакля — но это не помешало ей прекрасно справиться с исполнением. Начиная со второго года певица стала исполнять и более значительные партии — Оскар в «Бале-маскараде», Мюзетта в «Богеме». Наиболее судьбоносной партией, исполненной Шварцкопф в то время, была роль Цербинетты в «Ариадне на Наксосе». Эта партия, изобилующая колоратурами, позволила в полной мере продемонстрировать виртуозную вокальную технику — что немедленно привлекло внимание знатоков и ценителей певческого искусства.
В 1942 году Шварцкопф была приглашена в Венскую оперу, где исполнила ту же роль, а также партию Блондхен в моцартовском «Похищении из сераля». Но вскоре сценическая карьера, столь успешно развивавшаяся, была прервана тяжелым недугом — певица заболела туберкулезом. Потребовалось полтора года борьбы с болезнью, чтобы возвратиться на сцену. Но культурная жизнь в Вене начала восстанавливаться только весной 1945 года. В ближайшие два года певица исполнила партию Недды, Сюзанны, Джильду в «Риголетто» и другие партии.
В 1947 году певица впервые приняла участие в Зальцбургском фестивале, а также пела в лондонском театре «Ковент-Гарден» в партиях Эльвиры в «Дон-Жуане» и Сюзанны. Впоследствии артистка не раз выступала в британской столице, а с 1951 года жила там, гастролируя в различных театрах Европы и Америки. В том же году она выступила на первом послевоенном Байрёйтском фестивале в роли Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах», а в Швейцарии приняла участие в премьере «Похождений повесы» Игоря Федоровича Стравинского, причем ее попросил об этом сам композитор.
Прославившись как оперная певица, Шварцкопф прибавила к этому славу камерной исполнительницы. В таком качестве она много выступала с середины 1950-х годов, включая в репертуар произведения Кристофа Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, Роберта Шумана, Бенджамина Бриттена и других композиторов. Она много сделала для популяризации вокальных сочинений Хуго Вольфа.
Певица осуществила немало записей, среди которых есть и оперетты. Иногда она исполняла концертные программы, целиком составленные из фрагментов оперетт.
В 1971 году Шварцкопф завершила оперную карьеру, а в 1979 году, дав прощальные концерты в нескольких городах, ушла со сцены окончательно и посвятила себя преподаванию. В последующие годы она вела курсы и давала мастер-классы в различных городах. Певица ушла из жизни в 2006 году.
Книги
- В тени Карузо. Лирические и драматические певицы XX века (Хонолка Курт) (14.06.2011 в 18:45)