Опера Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила»
12.01.2011 в 20:37.Опера в трех действиях Камиля Сен-Санса; либретто Ф. Лемера по библейской легенде.
Первая постановка: Веймар, 2 декабря 1877 года.
Действующие лица: Далила (меццо-сопрано), Самсон (тенор), Верховный жрец Дагона (баритон), Абемелех, газский сатрап (бас), Старый иудей (бас), Гонец филистимлян (тенор), Первый филистимлянин (тенор), Второй филистимлянин (бас). Иудеи, филистимляне.
Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 году до н.э.
Действие первое
Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям — филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. «Свобода близка! Браться, порвём оковы!» — восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям «лучше заслужить снисхождение победителей», чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ — старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной «жалу змеи». Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.
Действие второе
Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом — это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: «трус». Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.
Действие третье
Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете — даже жизнь, — лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.
Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.
М. Сабинина, Г. Цыпин
Из двенадцати опер, созданных Камилем Сен-Сансом, лишь одной суждено было стать репертуарной. По иронии судьбы, это произведение первоначально не задумывалось автором как опера. В 1867 г. у композитора возник замысел оратории, повествующей о библейском герое Самсоне, однако молодой поэт Фердинанд Лемер, работавший над либретто, убедил Сен-Санса, что это должна быть опера. Работа над нею началась с одного из наиболее красивых номеров – любовного дуэта из второго действия.
История Самсона – воителя, побежденного женским коварством – не раз использовалась в таком качестве. До Сен-Санса было создано одиннадцать опер о Самсоне (в частности, к этому сюжету обратился Жан-Филипп Рамо), но ни у одной из них сценическая судьба не была счастливой. Друзья предупреждали композитора о проблемах, которые могут возникнуть с исполнением – далеко не всякий директор театра решиться принять к постановке оперу на библейский сюжет. Сен-Санса это не останавливало. Гораздо больше сомнений возникло у него, когда он организовал исполнение готовых фрагментов в узком кругу – и особого восторга музыка у слушателей не вызвала.
Композитор отложил работу над оперой, но не отказался от этой идеи полностью. В 1870 г. во время торжества по случаю столетнего юбилея Людвига ван Бетховена он встретился с Ференцем Листом и в разговоре с ним упомянул о начатой опере. Листа эта идея заинтересовала, и он пообещал композитору постановку в Веймаре. Воодушевленный этим обещанием, Сен-Санс готов был продолжить работу, но сначала его отвлекла переработка оперы «Серебряный колокольчик», а потом продолжению работы воспрепятствовала франко-прусская война, во время которой композитор выполнял свой гражданский долг, будучи солдатом.
Осенью 1873 г. – во время первой поездки в Алжир – Сен-Санс завершает третий акт. Уже тогда во французских газетах появляется сообщение о завершении произведения композитором – но ничто в них не соответствовало действительности: во-первых, «Самсона и Далилу» по ошибке назвали ораторией, во-вторых, опера еще не была завершена, однако в августе 1874 г. в Круасси – на небольшой парковой сцене – Полина Виардо организовала исполнение второго акта. Она сама исполнила партию Далилы, которую композитор писал именно для нее – и впоследствии он посвятил Полине Виардо «Самсона и Далилу». В 1875 г. в парижском зале Шатле был исполнен первый акт – без особого успеха, критики писали о «полном отсутствии мелодий», о «рискованной гармонии», об «инструментовке, нигде не поднимающейся над уровнем посредственности».
Опера была полностью завершена в 1876 г. Это произведение объединило в себе и лирику, и патриотические идеи, которые не могли не волновать автора, учитывая события эпохи. Первоначально мыслившаяся автором как оратория, опера сохранила некоторые черты этого жанра. Автора упрекали в недостаточной индивидуализированности действующих лиц, но композитор к этому и не стремился: персонажи «Самсона и Далилы» – не столько характеры, сколько воплощение определенных душевных состояний.
Партия Самсона поручена тенору, но в его образе подчеркнуты героические черты (примечательная деталь: появление героя в первом акте отмечено сдвигом в ми-бемоль мажор – тональность, которая осмысливалась как «героическая» и у Бетховена, и в некоторых сочинениях Сен-Санса). Суровость образа героя и возглавляемого им народа сопоставляется с изнеженностью филистимлян – например, в первом акте хору евреев с его архаическими чертами (натуральный минор, преобладание одноголосия) контрастирует кокетливый, украшенный многочисленными музыкальными орнаментами хор филистимлянок. «Мир» филистимлян представляет Далила. Ее музыкальная характеристика строится на чувственных мелодиях широкого дыхания, дорийский и фригийский лады, многочисленные хроматизмы придают ей ориентальный оттенок.
Наибольшей действенностью отличается второй акт. Оркестровая прелюдия с трелями струнных, аккордовыми «восклицаниями» деревянных духовых, нисходящими хроматическими пассажами живописует тревожную атмосферу предгрозовой ночи. Действие открывается лаконичным, но очень чувственным ариозо Далилы. Ее последующий дуэт с верховным жрецом Дагона исполнен нервных, изменчивых ритмов. Размышления героини, оставшейся в одиночестве, разворачиваются на фоне все того же музыкального «ночного пейзажа». Драматургическая вершина второго акта – любовный дуэт Самсона и Далилы. Музыка очаровывает красотой, но использование лейтмотивов выдает неискренность героини.
Контрастные сопоставления образов иудеев и филистимлян присутствуют и в третьем акте. За печальным речитативом Самсона следует хор евреев, отмеченный эпическими чертами. Главное место во второй картине третьего акта занимает дивертисмент в храме Дагона – красочный образец французского ориентализма. Торжественное завершение оперы в ми-бемоль мажоре («героической» тональности) знаменует собой торжество справедливости, которое гораздо важнее трагической гибели героя.
Как и предупреждали композитора друзья, добиться постановки оперы на библейский сюжет во Франции оказалось нелегко. Сделать это удалось только в Веймаре – Лист выполнил свое обещание в 1877 г. Французская премьера состоялась лишь в 1890 г. в Руане (к сожалению, возраст уже не позволял Полине Виардо исполнить партию Далилы). В 1892 г. состоялась парижская премьера, а в 1893 – российская. Исполнялось произведение и в Англии, но там оперные постановки на библейские сюжеты были запрещены законом, поэтому до 1909 г. «Самсона и Далилу» в Великобритании исполняли как ораторию.
Публикации
- Премьера «Самсона и Далилы» в Венской государственной опере (belcanto.ru) (08.06.2018 в 12:24)
- «Самсон и Далила» на фестивале «Звёзды белых ночей» (operanews.ru) (06.06.2016 в 21:43)
- «Самсон и Далила» на фоне общих культурных проблем (operanews.ru) (11.05.2015 в 16:30)
- «Самсон и Далила» на Московском Пасхальном фестивале (belcanto.ru) (11.05.2015 в 16:29)
- Оперная панорама (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:46)
- «Самсон и Далила», «Страсти Богородицы» в «Ла Монне» (belcanto.ru) (14.06.2007 в 15:03)
- Роковая женщина на сцене Мариинки (belcanto.ru) (05.12.2003 в 16:44)
- Мариинка представит оперу Сен-Санса «Самсон и Далила» (belcanto.ru) (21.11.2003 в 17:55)