Опера Рихарда Штрауса «Саломея»

12.01.2011 в 15:09.
Тициан, «Саломея», 1515

Одноактная музыкальная драма Рихарда Штрауса по одноименной драме О. Уайльда, немецкий перевод Х. Лахман.
Первая постановка: Дрезден, Придворная опера, 9 декабря 1905 года.

Действующие лица:

Ирод (тенор), Иродиада (меццо-сопрано), Саломея (сопрано), Иоанн (баритон), Нарработ (тенор), паж Иродиады (контральто), пять иудеев (четыре тенора и бас), два солдата (басы), два назарея (тенор и бас), человек из Каппадокии (бас), раб.

Действие происходит в Иерусалиме в царствование Ирода.

Терраса, ведущая в пиршественный зал царского дворца. Вечер. Начальник стражи Нарработ восхищается красотой юной царевны Саломеи, дочери Иродиады. Напрасно паж царицы призывает его обратить внимание на зловещий узор луны. Внезапно из подземелья доносится голос. Это пророк Иоанн возвещает о том, кто придет вслед за ним («Nach mir wird einer kommen»; «После меня другой грядет»). Покинув зал, Саломея выходит на террасу: тетрарх Галилеи Ирод, муж ее матери, слишком пылко смотрел на нее («Ich will nicht bleiben»; «Не хочу оставаться»). Снова слышен голос Иоанна. Саломея хочет взглянуть на него. Она нежно просит об этом у Нарработа. Иоанн обвиняет Иродиаду в том, что она погрязла в роскоши и пороках, меняя мужей («Wo ist er?»; «Где он?»). Саломею пугают его слова и взор. Но тело его сияет, непорочное, холодное, как слоновая кость, оно влечет Саломею («Iochanaan! Ich bin verliebt in deinen Leib»; «Иоанн! Я влюблена в твое тело»). Она хочет обнять его, Нарработ пытается удержать ее и случайно пронзает себя ножом. Саломею эта смерть нисколько не трогает, она хочет поцеловать Иоанна. Пророк с гневом отталкивает ее и призывает покаяться у того, кто проповедует в Галилее («Tochter der Unzucht!»; «Дщерь порока»).

Волнение Саломеи изображается в симфонической интерлюдии. Из зала выходят Ирод, Иродиада, иудеи и назареи. Иродиада упрекает мужа в том, что он слишком часто смотрит на Саломею. Ирод велит убрать тело Нарработа, его охватывают дурные предчувствия («Wo ist Salome?»; «Es ist kalt hier»; «Где Саломея?», «Как холодно здесь»). Он приглашает падчерицу выпить с ним вина. Но она не хочет садиться рядом с тетрархом. Из подземелья вновь раздаются грозные пророчества Иоанна. Иродиада просит мужа выдать его иудеям, но Ирод считает Иоанна святым. Два назарея обсуждают явление Мессии («Das kann nicht sein»; «Это невозможно»). Ирод хочет, чтобы Саломея сплясала, он готов отдать ей полцарства («Und war's die Halfte meines Konigsreichs»; «Тебе отдам полцарства»). Саломея, несмотря на неудовольствие матери, соглашается плясать перед ним.

Музыканты играют. Саломея начинает плясать сперва томно, затем все с большей страстью. Ирод в восторге, пусть она просит, чего желает. Саломея требует голову пророка Иоанна на серебряном блюде. Ирод поражен. Он предлагает ей взамен любые драгоценности вплоть до иудейских святынь: иудеи в ужасе («Salome, ich beschwore dich»; «Саломея, заклинаю тебя»). Но Саломея стоит на своем, семь раз она отвергает дары Ирода. Иродиада берет сторону дочери: Ирод должен исполнить обещание. Царь приказывает сделать то, что просит Саломея. В подземелье спускается палач. Саломея настороженно вслушивается в то, что происходит внизу («Es ist kein Laut zu vernehmen»; «Не слышно шума»). Наконец из входа в подземелье появляется голова Иоанна на серебряном блюде. Саломея жадно смотрит на нее. Ирод закрывает глаза. Назареи в ужасе молятся. Глядя на голову Иоанна, Саломея произносит длинный монолог о любви и смерти («Ah! Du wolltest mich nicht»; «Ах, ты не захотел»). Черная туча покрывает луну, и наступает мрак. Саломея славит вкус крови, вкус любви — она поцеловала голову Иоанна. Тучи рассеиваются, и сноп лунного света освещает ее, простертую на земле и припавшую к голове Иоанна. Ирод приказывает глухим голосом: «Раздавите это чудовище». Солдаты убивают Саломею, раздавив ее своими щитами.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Симфонические поэмы принесли большой успех Рихарду Штраусу, однако с начала ХХ столетия он редко обращался к инструментальным жанрам — теперь главной областью творческих интересов композитора становится опера. Одним из наиболее популярных писателей являлся в то время Оскар Уайльд — и потому не кажется удивительным, что Штраус обратился к его произведению. Идея была подсказана австрийским поэтом Антоном Линднером, который показал композитору пьесу Уайльда «Саломея» и выразил готовность написать либретто. Штраус согласился, однако, получив две первые сцены, он никак не мог подступиться к этому тексту. Первая музыкальная мысль была связана с фразой «Как хороша принцесса Саломея сегодня ночью». После этого, по словам композитора, оставалось лишь «очистить сюжет от излишних литературных красот». Штраус сам перерабатывал пьесу Уайльда в либретто, пользуясь немецким переводом Гедвиги Лахманн. Он добивался максимальной концентрации действия, исключая все, что ему казалось малозначительным. Теперь уже композитор не сомневался, что эта пьеса «рождена для музыки».

Примечательно, что выбор казался удачным не только самому Рихарду Штраусу. В ноябре 1903 г. композитор побывал на постановке этой пьесы в Берлине (заглавную роль исполняла Гертруда Эйзольдт). Один из друзей композитора заметил, что пьеса могла бы стать подходящим оперным сюжетом для Штрауса, и тот ответил, что уже работает над этой оперой.

Пьеса Оскара Уайльда основана на истории, изложенной в Евангелии. Иоанн Креститель, возвещающий в своих проповедях пришествие нового духовного вождя, заключен в темницу. Иродиада — жена Ирода Антипы, жестокого правителя Галилеи, ненавидит пророка, обличающего ее распутство, но Ирод не спешит отправлять Иоанна на казнь, опасаясь народного бунта. В день рождения Ирода Саломея — дочь Иродиады от первого брака — танцует перед правителем, и тот, пораженный красотой и искусством юной падчерицы, обещает исполнить любое ее желание. Саломея требует голову Иоанна на блюде. Этот сюжет привлекал внимание многих писателей и художников, и даже Уайльд, создавая пьесу для Сары Бернар, вдохновлялся не библейским сюжетом непосредственно, а его воплощением в романе Гюстава Флобера «Иродиада» и картиной Гюстава Моро «Танец Саломеи».

Для Уайльда — а вслед за ним и для Штрауса — этот сюжет становится поводом заглянуть в темные глубины человеческой души, подвергнуть художественному «исследованию» порочность. В отличие от Евангелия, в пьесе и опере Саломея не является орудием матери, желающей отомстить Иоканаану (Иоанну Крестителю). Мужество и решительность этого человека разжигает страсть в сердце Саломеи — но именно страсть, а не любовь. Истинная «дочь разврата», она испытывает неудержимое желание поцеловать Иоканаана в губы — и удовлетворяет его, когда ей подают на блюде отрубленную голову пророка. Такая темная страсть приводит в ужас даже Ирода Антипу — и он приказывает солдатам убить падчерицу. Героиня погибает, раздавленная щитами.

«Скерцо со смертельным исходом», «симфония в драматической форме, психологическая, как и любая музыка», — так называл свою оперу Рихард Штраус. Одноактная опера со сквозным развитием действительно напоминает о тех симфонических поэмах, создание которых прославило Штрауса. Некоторые черты роднят «Саломею» с вагнеровскими операми — система лейтмотивов, непрерывное развитие тематизма — но с точки зрения самого Штрауса это был «шаг вперед по сравнению с Вагнером». Роль оркестра довольно велика, и все же ведущая роль принадлежит вокальным партиям, в которых выражено все многообразие речевых интонаций — от страстного шепота до крика, от меланхолических романсовых интонаций в начале оперы до предельной экстатичности в последней арии Саломеи. Отдавая ведущую роль пению, композитор даже отказывается от оркестрового вступления. И все же развернутый оркестровый эпизод в партитуре есть — тот самый «Танец семи покрывал», с помощью которого Саломея подчиняет себе Ирода (балетный номер в качестве кульминации оперы — это было поистине новаторское решение). Для воплощения темных страстей, владеющих героями (прежде всего — Саломеей), композитор использует множество диссонирующих созвучий, предельно хроматизированную гармонию, битональные комплексы. Эти диссонансы и «взвинченные» интонации характеризуют пораженный пороком «мир Ирода», которому противопоставляется образ зарождающейся христианской веры, олицетворяемой Иоканааном (этот герой охарактеризован строгой диатоникой, хоральными созвучиями, решительными интонациями, основанными на квартовых ходах).

Премьера, состоявшаяся в декабре 1905 г. в Дрездене, стала истинной сенсацией. Такая музыка не могла не потрясти современников. Первая исполнительница заглавной партии после третьего спектакля отказалась выступать, заявив, что «порядочная женщина» не может это петь. Даже годы спустя некий сотрудник Байрёйтского театра на вопрос, слышал ли он «Саломею», возмущенно ответил: «Я не прикасаюсь к грязи!», а в 1905 г. раздавались голоса, что опера не выдержит больше трех представлений. Столь мрачные прогнозы не оправдались: опера, которую Ромен Роллан весьма метко назвал «чудовищным шедевром», прочно заняла место в мировом оперном репертуаре.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова