Скрябин. Симфония No. 3, «Божественная поэма»

18.03.2011 в 15:43.
Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin

Александр Николаевич Скрябин в своем симфоническом творчестве, начав с циклических симфоний, пришел к одночастной поэме – именно в этом жанре созданы его лучшие оркестровые произведения. Однако сам термин «поэма» появляется несколько раньше, и употребил его композитор применительно к циклической симфонии, как элемент программного заглавия.

История рождения Симфонии № 3 до минор была непростой – это яркий пример того, как можно творить «не благодаря, а вопреки». Замысел возник в начале 1902 г., но работе препятствовала преподавательская деятельность. В дальнейшем композитор смог отказаться от преподавания благодаря материальной поддержке со стороны музыкального издателя Митрофана Петровича Беляева, но вскоре работа над симфонией была прервана из-за проблем со здоровьем (чрезмерное напряжение сил привело к нервному расстройству). Поправив здоровье, композитор вернулся к сочинению, но в последующие месяцы работа продвигалась медленно – мешала обстановка дома, вызванная сложными отношениями с родителями жены, постоянно ворчащими из-за финансовых и бытовых вопросов. Отвлекала от симфонии и работа над фортепианными сочинениями, которые Скрябин обязан был предоставить Беляеву в обмен на финансовую поддержку. В декабре 1903 г. Беляев умер – по словам писателя Юрия Ханона, «рухнула каменная стена… прикрывавшая его в особенно трудные минуты». Маргарита Кирилловна Морозова – ученица Скрябина – оказала финансовую помощь, благодаря чему композитор смог отправиться в Швейцарию, где он и завершил произведение.

Таким образом, создание произведения растянулась на два года. Мировоззрение композитора в это время менялось – он вникал в сочинения Иммануила Канта, Фридриха Ницше и других философов. Соответственно менялась и концепция сочинения. Теперь композитор мыслил ее как воплощение своих философских идей: он стремился представить историю «человеческого духа», ниспровергающего сковывавшее его заблуждения прошлого. Сочинение было озаглавлено «Божественная поэма» – слово «божественная» говорило не о восхищении автора собственным творением, а указывало на воплощенную в ней идею «художника-демиурга» и даже «человека-бога». Композитор мыслит человеческий дух как центр мира и источник бытия.

Идея эта кажется и более дерзкой, и более грандиозной, чем то содержание, которое вкладывалось в предыдущие симфонии. Тем не менее – в отличие от шестичастной Первой симфонии и пятичастной Второй – Третья не четырехчастна даже, а трехчастна. Структура обусловлена литературной программой, записанной со слов Скрябина Татьяной Федоровной Шлецер, с которой он сблизился в пору пребывания Швейцарии (впоследствии она стала его супругой).

Первая часть озаглавлена «Борьба». Здесь разворачивается борьба внутри человеческой личности между «рабом Бога» и «человеком-богом». Этой борьбе задает тон краткая, но очень активная, призывная тема-эпиграф, определенная Скрябиным как «Я есмь!» и проходящая красной нитью через все произведение. Ее интонации получают новое преломление в главной партии, исполненной тревоги (здесь герою еще далеко до того, чтобы стать «человеком-богом» – он одержим сомнениями). Тема получает широкое развитие еще в экспозиции, достигая первого «порыва к свету». Распевная побочная партия перекликается с некоторыми лирическими темами Петра Ильича Чайковского. Ее развитие приводит к успокоению, но в фанфарных оборотах заключительной партии появляются образы героического характера, возвращается тема «Я есмь!». Главная партия в разработке становится еще тревожнее, общему настроению подчиняются и интонации побочной. Достигнув высшей точки, драматическое развитие внезапно обрывается – последующее нисходящее движение по хроматическому звукоряду Скрябин назвал «страшным обрушением». В дальнейшем развитии выделяется еще несколько кульминационных моментов. В репризе изменено оркестровое изложение тем.

Часть вторая – «Наслаждения»: «Человек отдается радостям чувственного мира… его личность растворяется в природе». Этот образ воплощается в томной кантилене основной темы. Украшенная изысканными гармониями, она широко развертывается. Образы природы, в которой «растворяется» человек, возникают в форшлагах и трелях деревянных духовых, в звучании арф, в рокоте литавр.

Часть третья – «Божественная игра» – живописует дух освобожденный и предающийся деятельности. Здесь Скрябин наконец достигает того, к чему он тщетно стремился в финалах двух предшествующих симфоний – «дать свет». Отказавшись от величественной «парадности», не удовлетворившей его, он приходит к идее «игры». Преображенные интонации темы «Я есмь!» действительно «играют» в стремительном движении и причудливых ритмах. Побочная партия, звучащая у виолончелей и флейты, исполнена сосредоточенного раздумья. Идиллически звучит заключительная партия, в натурально-ладовых гармониях которой есть нечто русское. В разработке нет конфликтов – есть только продолжение «игры», выраженной в многочисленных преобразованиях: контрапунктических, ладовых, тембровых и других. Главная партия в репризе сокращена, зато побочная разрастается, вбирая в себя развитие одной из тем второй части. Завершается симфония величественной кодой, утверждающей идею торжества скрябинского «человека-бога».

«Божественная поэма» была впервые исполнена в 1905 г. в Париже, дирижировал Артур Никиш. В 1906 г. состоялась российская премьера, дирижировал Феликс Михайлович Блуменфельд.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова