Скрябин. Симфония No. 2
18.03.2011 в 14:47.Композитор задумывался о новом сочинении сразу после завершения Первой симфонии, но отвлекала преподавательская деятельность в консерватории, а также семейные дела (у композитора родился третий ребенок). Наконец, летом 1901 г., находясь на даче, Скрябин смог полностью сосредоточиться на сочинении музыки и приступил к работе над симфонией.
Новое произведение, будучи чисто оркестровым, не имело ни поэтического текста, ни какой-либо литературной программы (даже в виде заглавий отдельных частей или всей симфонии), тем не менее, ее образное содержание не вызывает сомнений. Композитор воплощает в ней основную идею своего творчества – идею волевого противостояния враждебным человеку силам, приводящего к победе, к торжеству света. По словам Скрябина, в финале он стремился «дать свет» (композитор считал, что в заключительной части Симфонии № 1 это получилось у него недостаточно убедительно). В отличие от шестичастной предыдущей симфонии, Вторая стала пятичастной, но Скрябину представлялось, что она «большей Первой».
Часть первая – Andante – вводит в образный мир симфонии, подготавливая к напряженной борьбе. Ее сумрачная основная тема родственна героическим темам других сочинений Скрябина, но синкопы в сочетании с медленным темпом сковывают действенный импульс, заложенный в ней (словно некое препятствие мешает движению). В среднем разделе появляется нежная мелодия, звучащая то у скрипки, то у флейты.
Второй части – Allegro – задает тон стремительная, героическая главная партия. Ее мажорный лад омрачается большим количеством пониженных ступеней. Ей противопоставляется образ светлой мечты в побочной партии, излагаемой кларнетом. В разработке разворачивается напряженная борьба, которая продолжается и в репризе.
Третья часть – Andante – на время отстраняет драматические образы, хотя и имеет сонатную форму. Она насыщена протяженными, пластичными и нежными мелодиями, пронизана спокойствием и умиротворенностью.
Атмосфера борьбы вновь возникает в четвертой части – Tempestoso. Порывистая главная партия состоит из коротких «восклицающих» мотивов. Скорбная, лирическая побочная партия постепенно подчиняется общему движению. В разработке развивается главная партия, но в качестве контрапункта к ней присоединяется мелодия, родственная основной теме из первой части. В зеркальной репризе постепенно рассеивается мрачная атмосфера.
В финале – Maestoso – основная тема из части первой, играющая в симфонии роль лейттемы, звучит торжественно, приобретая характер ликующего марша. Появляются и другие темы – главная партия второй части звучит в контрапунктическом соединении с лейттемой. Таким образом, финал не только утверждает основную идею произведения, но и подводит итог тематическому развитию.
Завершив Вторую симфонию осенью 1901 г., Скрябин показал партитуру Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, а затем отправил Беляеву. Митрофан Петрович представил ее совету собственного издательства, среди членов которого был Анатолий Константинович Лядов. «После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца», – так оценил Лядов новое сочинение.
Скрябин хотел сам продирижировать премьерой, признаваясь в горячем желании научиться дирижировать, однако Беляев отговорил его, посоветовав сначала приобрести опыт с консерваторским оркестром. Премьерой, состоявшейся в январе 1902 г., дирижировал Лядов. Реакция публики была неоднозначной: были и такие слушатели, которые восторженно аплодировали и вызывали автора, но в целом Скрябин охарактеризовал прием, оказанный его новому сочинению, как «переполох». Критики упрекали Скрябина в пренебрежении устоявшимися традициями жанра, в обилии диссонансов. Антон Степанович Аренский иронизировал, что в афише вместо «симфония» следовало написать «какофония», и выражал удивление, что Лядов согласился дирижировать «таким вздором». Потребовалось время, чтобы новаторство Скрябина получило всеобщее признание.