Шуман. Симфония No. 3 («Рейнская»)
Symphony No. 3 (Es-dur), Op. 97, «Rhenish»
10.03.2011 в 15:42.Одно из самых волнующих впечатлений молодости Роберта Шумана связано с Рейном. Он впервые приехал на берега великой реки в восемнадцатилетнем возрасте и был поражен величием «отца Рейна». Юноша жадно впитывал все впечатления, которые могла дать ему эта земля: руины сооружений времен Древнего Рима и средневековые замки, величественная «пламенеющая готика» Кельнского собора. Интересовали молодого человека и местные жители – особенно каштановые волосы и утонченные черты лица женщин, непривычные для иных немецких земель. Шуман любил эту реку, с которой связано столько романтических легенд, образ Рейна – «серьезного и гордого» – не раз появлялся в его песнях. Впечатления юности воскресли в 1850 г., когда композитор прибыл в Дюссельдорф. По прибытии в этот город возникает замысел симфонии, которую Шуман намеревался назвать «Рейнской» – и хотя при публикации автор отказался от предполагаемого заглавия, все же Симфония № 3 ми-бемоль мажор известна как «Рейнская».
Река Рейн, с которой связан замысел симфонии, выступает в качестве символа родины, немецкого духа. В образном содержании этого произведения можно усмотреть и идеализированные картины народной жизни, и простодушный юмор, и возвышенное состояние души. Симфонии присуща эпическая повествовательность, в ней нет острых драматических конфликтов, а стиль перекликается с творениями Феликса Мендельсона-Бартольди, которые Шуман сравнивал с загородным путешествием: «Ничто не потрясает… всюду ступаешь по твердой почве, по цветущей немецкой земле». Такую характеристику можно с полным основанием отнести и к Третьей симфонии Роберта Шумана.
Произведение отличается от других шумановских симфоний по структуре цикла: она состоит не из четырех частей, а из пяти. Отступлением от традиций выглядит и помещение рядом двух частей, сходных по темпу – третьей и четвертой. Не вполне обычно для композитора и начало первой части – Lebhaft: если в других симфониях Шумана первые части открывались вступлением, то здесь в начале первой части сразу же появляется главная партия. Она мощно звучит в туттийном изложении, широко разливаясь. В ней воплощается и радость жизни, и активная действенность. Затем тему излагают медные духовые, что вносит в первую часть оттенок «романтики леса». Лирическая побочная партия, контрастирующая главной, нежно звучит в изложении деревянных духовых. В ее интонационном складе есть нечто от мендельсоновских «Песен без слов». Контрастность заключена и в побочной партии: она излагается в трехчастной форме, в которой средний раздел строится на материале главной, интонации которой задают тон не только экспозиции, но и разработке. Репризе предшествует изложение главной партии валторнами в сопровождении тремолирующих струнных. В коде медные духовые тоже играют основную роль.
Вторая часть – Scherzo. Sehr mäßig – скерцо, примечательное своей формой. Традиционно скерцо пишется в сложной трехчастной форме с трио, однако в данном случае Шуман отступает от сложившейся традиции, отдавая предпочтение теме с вариациями. Тема – простодушная, с оттенком доброго юмора – напоминает «Веселого крестьянина», пьесу из «Альбома для юношества». В ходе варьирования она не изменяет своего характера – варьированию подвергается в основном фактура.
Далее следуют две медленные части. Будучи близкими по темпу, они различны по образному строю. Третья часть – Nicht schnell – лирический ноктюрн. Она миниатюрна по масштабам, а проникновенный, интимно-лирический образный строй подчеркнут камерностью оркестровки – композитор не использует здесь такие мощные инструменты, как литавры, тромбоны и трубы. Часть четвертая – Feierlich – совершенно иная. В ней есть и скорбь, и величие. Автор предпослал ей указание: «В характере сопровождения торжественной церемонии» – затем композитор снял это указание, но оно весьма точно воплощает характер музыки. Возможно, здесь воплотились впечатления от церемонии посвящения архиепископа Кельнского в кардиналы.
В оживленный, праздничный финал – Lebhaft – Schneller – вплетаются трансформированные мотивы из первой и четвертой частей, подводя таким образом итог музыкальному развитию.
Третья симфония Роберта Шумана была завершена в декабре 1850 г., а в скором времени – в декабре 1851 г. года – в Дюссельдорфе состоялась ее премьера, дирижировал сам Шуман. Большой популярности она впоследствии не приобрела, но ее полюбили многие музыканты в России. Петр Ильич Чайковский, испытывавший глубокое почтение к творчеству Шумана, восхищался этим произведением, считая его не менее значительным «памятником глубины человеческого духа», чем Кельнский собор. Не менее высоко оценивал ми-бемоль-мажорную симфонию Александр Константинович Глазунов, считавший ее «произведением вдохновенным… совершенным и зрелым как по форме, так и по яркости и глубине мыслей».