Шуберт. Симфония No. 4 («Трагическая»)

Symphony No. 4 (c-moll), D. 417, «Tragische»

09.03.2011 в 19:11.
Франц Шуберт / Franz Schubert

В свои девятнадцать лет Франц Шуберт был автором уже трех симфоний. Нельзя сказать, что молодому композитору улыбалась удача: получить работу в музыкальной школе в Лайбахе ему не удалось (несмотря на рекомендацию столь авторитетного музыканта, как Антонио Сальери), приходилось довольствоваться мизерным жалованием помощника школьного учителя. Эта низкооплачиваемая и абсолютно не интересная работа тяготила Шуберта, но оставляла достаточно времени для сочинения музыки.

Шуберт охотно принимал участие в вечерах музицирования, которые устраивались сначала в доме его отца, а затем – музыканта О.Хатвига. Музыканты-любители играли струнные квартеты и иные образцы камерной музыки – впрочем, исполнялись даже переложения симфоний Моцарта и Гайдна. Для этих любительских вечеров композитор создал немало произведений. Весьма плодотворным оказался 1816 г.: баллада «Лесной царь», соната и множество пьес для фортепиано, струнное трио, а также две симфонии – Четвертая и Пятая.

Симфонию № 4 до-минор Шуберт создал весной 1816 г. Она стала важной вехой в его симфоническом творчестве, поскольку многие черты отличают ее от предшественниц. Основные тональности первых трех симфоний композитора были мажорными – здесь же тональность минорная, в ней более явственно выражено драматическое начало, не случайно она снабжена заглавием «Трагическая». Наименование такое дал произведению сам композитор через некоторое время после его создания. Чем он руководствовался, повлияли ли на это какие-либо события – осталось неизвестным, но такое название действительно подходит этой до-минорной симфонии.

Предыдущие симфонии создавались в основном под влиянием традиций венского классицизма, ощущается их воздействие и в Четвертой, и все же некоторые интонации этого произведения заставляют вспомнить и об иных образцах – о Луиджи Керубини, о Кристофе Виллибальде Глюке, об ариях из опер этих композиторов.

Скорбные образы господствуют в медленном вступлении – весьма развернутом – и получают развитие в смятенной, тревожной главной партии. Более светлый эмоциональный настрой отличает спокойную побочную и в особенности – заключительную партию, но в разработке это настроение исчезает: развитию подвергаются элементы главной партии. К концу разработки дробление ее достигает такой степени, что от нее остаются лишь отдельные мотивы. В репризе главная партия вновь обретает свои очертания, но возвращается она не в основной тональности (как это обычно бывало в классических симфониях), а в тональности доминанты (соль-миноре). Побочная проходит в репризе почти без изменений, а светлый колорит заключительной утверждается в коде.

Вторая часть – анданте – написана в двойной трехчастной форме, к которой Шуберт обращался нередко. В этой части неоднократно проводятся, чередуясь, две лирические темы: первая – спокойная, песенного склада, другая отличается большей экспрессивностью, но и она в процессе развития приобретает более спокойный характер. При повторном проведении тем вторая изменяет свою тональность: в первый раз она появляется в фа-миноре, во второй – в си-бемоль миноре, который придает мелодии более мрачную окраску.

Третью часть Шуберт определил как менуэт – очевидно, отдавая дань традициям венского классицизма – но по сути дела это скерцо. Его трио – в ритме лендлера – напоминает те танцы, которые композитор в немалом количестве создавал для домашних музыкальных вечеров.

Четвертая часть и по форме (сонатное аллегро), и по образному строю подобна первой, но драматические образы здесь господствуют не только в главной партии, но и в побочной, а заключительная основана на тех же интонациях, что и главная, хотя ей присуще радостное настроение. Разработка, основанная на главной партии, носит мрачный характер, но светлые образы возвращаются в до-мажорной репризе.

Любительский оркестр, для которого создавал Шуберт Симфонию № 4, так и не исполнил ее – слишком сложной оказалась партитура. Более того – при жизни автора симфония вообще не звучала. Лишь в 1849 г. она была исполнена в Лейпциге, на одном из концертов музыкального общества «Эвтерпа».

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова