Мендельсон. Симфония No. 3, «Шотландская»

Symphony No. 3 (a-moll), Op. 56, «Scottish»

10.03.2011 в 12:39.
Феликс Мендельсон-Бартольди / Felix Mendelssohn Bartholdy

В 1829 г. Феликс Мендельсон-Бартольди задумывает сразу две симфонии. Первую из них, названную «Реформационной» и приуроченной к трехсотлетию возникновения лютеранства, он завершил уже в следующем году (это была первая программная симфония – свою «Фантастическую» Берлиоз завершил несколькими месяцами позже). А вот реализация второго замысла была отложена на годы.

Замысел этот, осуществленный за пять лет до безвременной кончины Мендельсона, была связан с путешествием композитора в Шотландию, где он побывал в 1829 г. Поездка эта принесла ему немало ярких впечатлений. Все здесь было необычно: и постоянный туман, придающий фантастический вид пейзажам, и зеленые морские волны, бьющиеся о скалы, и полуразрушенный замок, «помнящий» Марию Стюарт, и яркие наряды и шляпы с перьями рыжебородых горцев «с голыми коленями», направляющихся на состязание волынщиков… Все эти впечатления воплотились в программной симфонии, получившей название «Шотландская».

Форма симфонии оказалась весьма необычной. Отличается от традиционного порядок частей: скерцо – вторая часть, а медленная – третья. Как правило, части симфонии отделяются друг от друга паузами, но в данном случае автор предполагал исполнение их без перерыва – следовательно, Шотландская симфония стала шагом к одночастности, которая впоследствии воплотится в творчестве Ференца Листа в жанре симфонической поэмы. Еще один принцип, который впоследствии будет играть важную роль в симфонизме Листа – монотематизм – тоже присутствует в этом творении Мендельсона-Бартольди: все темы симфонии вырастают из медленной, печальной мелодии балладного склада, которая открывает первую часть. Одновременно она задает эмоциональный тон произведению, воссоздающему образ суровой северной страны.

Первой ее трансформацией становится главная партия первой части – тоже минорная, но с оттенком танцевальности. Начинают ее струнные в сочетании с кларнетом, но в процессе развития она захватывает весь оркестр. Кантиленная побочная партия тоже имеет минорный лад. Кларнет проводит ее на фоне элементов главной партии, тревожно интонируемых струнными. Столь же напевна и заключительная. Сумрачный колорит, заданный в экспозиции, сохраняется и в разработке, и в репризе, и в драматичной коде. Фрагмент балладной темы вступления завершает первую часть.

Во второй части – скерцо – отразились воспоминания о состязании исполнителей на волынке, свидетелем которого стал Мендельсон в Шотландии. Народный колорит ее пентатоничной главной партии подчеркнут характерной для шотландских песен синкопой. Тембру волынки подражает кларнет-соло. Побочная представляет собою самостоятельную мелодию, но по характеру она не контрастирует главной.

Третья часть – медленная – связана с впечатлениями от посещения полуразрушенного замка, где жила когда-то Мария Стюарт, и мрачными легендами, окружающими имя этой шотландской королевы. Скрипки задумчиво проводят широкую мелодию, несколько напоминающую «Песни без слов» Мендельсона, но ее резко прерывает пунктирный ритм, похожий на траурный марш. Побочная партия представляет собою вариант главной.

Стремительный финал построен на контрастах: ритмически острой главной теме противопоставляется побочная, родственная вступлению к первой части. В разработке господствуют образы героического плана, а кода уподобляется второй разработке, но к кульминации это развитие не приводит. Внезапно все стихает, и в полной тишине кларнет, перекликающийся с фаготом, ведет печальную мелодию. После генеральной паузы появляется новый вариант балладной темы вступления – торжественный, величественный.

Шотландскую симфонию впервые исполнил оркестр Гевандхауза в Лейпциге, возглавляемый в то время Мендельсоном-Бартольди. Премьера состоялась в марте 1842 г.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова