Пауль Хиндемит. Симфония «Художник Матис»
19.03.2011 в 10:22.1930-е гг. стали для Пауля Хиндемита временем творческого расцвета и славы. Он успешно гастролировал по разным странам мира как дирижер, как исполнитель на альте и виоле д’амур, выступал в составе струнного трио. Его приглашали на различные мероприятия – конгресс по исследованию арабской музыки в Каире, торжества по случаю столетнего юбилея Иоганнеса Брамса в Вене. Росла его композиторская слава – в Америке была исполнена его Бостонская симфония, в Германии – Филармонический концерт, пользовались известностью и другие его сочинения. Но грозные события, разворачивавшиеся в Германии, не могли не затронуть судьбу композитора.
Внимание Хиндемита привлекла загадочная историческая личность – Матис, немецкий художник эпохи Возрождения. Даже фамилия его точно неизвестна – Грюневальд, Нитхарт, Готхарт (согласно легенде, художник заменил первый слог своей фамилии, означающий отрицание, на слово «Гот» – «Бог»). Художник жил в бурную эпоху – он был свидетелем (и, возможно, участником) Крестьянской войны, а также Реформации, и бури эпохи не могли не наложить отпечаток на его творчество (немецкие экспрессионисты начала ХХ столетия рассматривали Матиса как своего предшественника). Не так много работ художника дошло до наших дней, и самая знаменитая из них – Изенгеймский алтарь, созданный Матисом для монастыря св. Антония, расположенного в Верхнем Эльзасе.
Личность и творчество Матиса вызывали восхищение Хиндемита. В глазах композитора Матис был «человеком … мучимым всеми адскими муками сомнений и поисков истины». Но если Хиндемит восхищался художником, то у властей нацистской Германии эта историческая личность восторга не вызывала. Опера Хиндемита «Художник Матис», которую дирижер Вильгельм Фуртвенглер еще до завершения предназначил к исполнению в возглавляемом им оперном театре, так и не была поставлена – ее премьеру запретил лично Гитлер. Разумеется, и автору, и дирижеру было жаль, что публика так и не услышит прекрасной музыки Хиндемита, но Фуртвенглер нашел выход из этой непростой ситуации: он посоветовал композитору использовать музыкальный материал оперы для создания симфонии (ведь речь шла о запрете конкретного сочинения, а не сюжета вообще!). Хиндемит совету дирижера последовал – так в 1934 г. родилась программная симфония «Художник Матис».
Содержание симфонии составляют не события из жизни художника, а его творения – части Изенгеймского алтаря. Это не первый в истории музыки случай, когда источником вдохновения для композитора становились произведения изобразительного искусства, и всё же это достаточно редкое явление. Часть первая – «Концерт ангелов» – открывается торжественным вступлением, в котором звучит мелодия песни «Три ангела пели» (лейттема оперы). Музыка пронизана не благостным спокойствием (как можно было бы ожидать), а активной действенностью. Главная партия сочетает в себе черты архаичные (диатоническая ладовая основа) и новые (сложное строение музыкальной ткани). Ее активности противопоставляется изящество и лиричность побочной партии. Заключительная партия, излагаемая флейтой, имеет оттенок танцевальности. Первая фаза разработки представляет собой фугу, во второй фазе – кульминационной – три темы экспозиции объединяются в едином потоке. В репризе напряжение спадает в главной партии, побочная приобретает торжественный характер.
Часть вторая – «Положение во гроб» – исполнена скорби. В крайних разделах трехчастной формы ощущается мерная поступь погребального шествия, средний раздел отмечен большей эмоциональной непосредственностью. Мажорные завершения построений не только проводят параллель со старинной музыкой, но и придают звучанию торжественно-просветленный характер.
Часть третья – «Искушения св. Антония» – раскрывает идею победы человека над силами зла, музыкальное воплощение которых перекликается с листовскими демоническими образами.
Расчет композитора и дирижера оказался верным – симфония не была запрещена. Произведение, впервые прозвучавшее в Берлине в марте 1934 г., имело грандиозный успех – но это не спасло Хиндемита от нападок. Обвинения в его адрес поражали своей абсудрностью: Кундиграбер – композитор далеко не самый значительный, но занимавший высокий пост на родине Матиса (в городе Ашаффенбурге), упрекнул Хиндемита в плагиате на том основании, что… он сам несколькими годами раньше написал симфонические поэмы по тем же произведениям художника, и это была лишь малая часть травли, которую пришлось пережить композитору. Геббельс объявил Хиндемита «неприемлемым в культурном и политическом смысле», произведения композитора перестали исполняться в Германии. Но ничто не могло воспрепятствовать мировой славе композитора – за границей исполнялась и симфония, и опера «Художник Матис».