Гайдн. Симфония No. 94 («Сюрприз»)
Symphony No. 94 (G-dur), «The Surprise»
08.03.2011 в 18:07.Днем рождения Йозефа Гайдна считается 31 марта, но в метрике указана иная дата – 1 апреля… быть может, поэтому «отцу симфонии» всегда было присуще исключительное чувство юмора – и нигде оно не проявилось столь блестяще, как в Симфонии № 94 соль-мажор. Произведение это известно под заглавием «Сюрприз». Как это и прежде бывало с симфониями Гайдна, сам композитор такого наименования ей не давал, но оно как нельзя лучше отражает суть дела: создавая эту симфонию, автор действительно задался целью преподнести сюрприз публике!
94-я симфония Гайдна написана в Лондоне, во время второго визита композитора в Англию. Пребывание в столице Британии принесло ему немало приятных минут: его произведения исполнялись великолепным оркестром и восторженно принимались публикой, ему оказывали почтение буквально все – от обычных прохожих на лондонских улицах до членов королевского семейства… Всем хороша была английская публика, вот только было у некоторых ее представителей одно пренеприятнейшее обыкновение – засыпать во время медленных частей симфоний. Для тех, кто склонен был это делать, и предназначался заготовленный Гайдном «сюрприз».
Впрочем, первая часть ничего экстраординарного не предвещает – это вполне обычное сонатное аллегро со вступлением в медленном темпе (адажио). В нем сопоставляются мелодические фразы в изложении струнных инструментов и духовых. Искрометная, лучащаяся весельем экспозиция проносится прямо-таки на одном дыхании. Ей контрастирует разработка: в мотивном развитии тем здесь господствует минорный лад. Дополнительный драматический оттенок вносят хроматические ходы. Очень неожиданным становится после таких мрачных моментов возвращение светлого колорита главной партии в репризе – вновь в мажорной тональности.
Вторая – медленная – часть представляет собою вариации. Как и во многих иных симфониях Гайдна, здесь цитируется подлинная народная мелодия. Композитор вообще склонен был интересоваться музыкальным фольклором – например, за время пребывания в Великобритании он обработал более сорока песен Уэльса и Шотландии, но чаще всего он цитировал в своих симфониях мелодии славянского происхождения. В данном случае речь идет о детской моравской песне, которую Гайдн настолько полюбил, что использовал дважды – в этой симфонии и в оратории «Времена года», написанной несколькими годами позже (на ней основывается ария пахаря). В процессе варьирования темы звучность постепенно снижается до нежнейшего пианиссимо – но тут-то и поджидает слушателей «сюрприз» от автора: внезапно раздается удар литавры, поддержанный аккордом tutti на ff. Существует даже легенда, что Гайдн внес этот штрих спонтанно, когда дирижировал первым исполнением своей симфонии и заметил, что некоторые слушатели задремали – но, вероятнее всего, «сюрприз» был включен в партитуру изначально, а возможность познакомиться с привычками английской публики у него уже была.
Третья часть – типичный для гайдновских симфоний менуэт в простонародной манере. Но форма его не вполне обычна: в крайних разделах сложной трехчастной формы тема подвергается разработочному развитию. Трио тоже строится на теме менуэта, которую проводят в октаву фагот и скрипки – такое изложение мелодии композитор тоже позаимствовал из народной музыки, к величайшему неудовольствию некоторых современных критиков.
Финал пронизан стихией веселья, а темы его имеют танцевальную природу. Приемы разработочного развития мотивов главной партии сочетаются с развертыванием причудливых мелодических фигураций у гобоя, скрипок и флейты на ее фоне.
Симфония № 94 впервые была исполнена в Лондоне в марте 1792 г. Успех был грандиозным – публика оценила «сюрприз» Гайдна по достоинству.