Гайдн. Симфония No. 100 («Военная»)
Symphony No. 100 (G-dur), «Military»
08.03.2011 в 18:33.В 1793 г. Йозеф Гайдн второй раз отправляется в Лондон. Впервые он побывал в британской столице в 1791-1792 гг., та поездка оставила самое благоприятное впечатление (и дело тут было не только в хорошем доходе, принесенном ею). На этот раз Гайдна в Англию пригласил импресарио Иоганн Петер Саломон, и за время пребывания там композитор создал немало музыки – «Душу философа» (последнее его произведение в оперном жанре), а также несколько симфоний.
Пребывание в Лондоне принесло не меньше радости, чем в прошлый раз. Гайдну нравилось, что концерты открыты не только для избранной аристократической публики, а для всех, кто в состоянии за это заплатить, что публика встречает его аплодисментами (при княжеском дворе аплодировать музыкантам было не принято). Гайдна узнавали на улицах, он выступал на свадьбе младшего королевского сына и на музыкальных вечерах, организуемых принцем Уэльским… Но особенно порадовал композитора оркестр, предоставленный в его распоряжение. Он был ничуть не хуже того, который он много лет возглавлял при дворе князя Эстергази, более того – это был один из самых крупных оркестров своей эпохи. В нем было шестнадцать скрипачей, а по богатству духовой группы он даже превосходил прежний оркестр Гайдна: наряду с фаготами, валторнами и гобоями в нем наличествовали трубы и флейты. Был представлен даже инструмент, который совсем недавно включен был в симфонический оркестр – кларнет (у Гайдна до этого не было партитур с его использованием). Именно для такого состава писал Гайдн симфонии, созданные в Лондоне, и одной из них стала Симфония № 100 соль-мажор, известная под заглавием «Военная».
Сам Гайдн никакого конкретного названия симфонии не давал, «Военной» ее тали именовать позднее – из-за некоторых характерных особенностей. Ассоциацию с «военной музыкой» (т.е. с духовым оркестром) вызывает уже оркестровое изложение главной партии первой части – ее проводят два гобоя и флейта, лишь при втором проведении она передается струнным. Но танцевальная природа придает теме жизнерадостный характер. Побочная интонационно и образно подчинена ей. Основой разработки становится заключительная партия – обаятельная в своей простоте. Ее развитие продолжается и в репризе, в которой заключительная партия, по сути дела, занимает место побочной.
Во второй части Гайдн использовал музыкальный материал, созданный примерно на десять лет раньше: тогда король Неаполитанский, игравший на колесной лире, заказал композитору концерт для этого весьма редкого инструмента. Некоторые мелодии того концерта использованы в медленной части симфонии. Здесь Гайдн применяет свою излюбленную для медленных частей форму – двойные вариации. Первую тему излагают скрипки и флейты, а в изложении второй, наряду с гобоем участвует новый инструмент – кларнет. Вариации оправдывают название, закрепившееся за симфонией: большая роль ударных и медных духовых действительно придает воинственный характер. Особенно выразительным штрихом к такому образу становится сигнал трубы и тремоло литавр с нарастанием звучности.
Некоторая воинственность присуща даже третьей части – менуэту, ритмическую основу в котором создают трубы, литавры и валторны, а в трио танцевальность «отступает» перед пунктирным ритмом.
Финал, в котором танцевальность господствует безраздельно, насыщен юмористическими моментами: внезапные акценты и паузы, неожиданные сочетания инструментов или тональностей. Главная тема в процессе развития побочную полностью «поглощает», но в репризе они звучат одновременно – на фоне всех ударных и валторн с их «золотым ходом».
Симфония № 100 впервые прозвучала в марте 1794 г.
Судьба произведения сделала неожиданный поворот в ХХ столетии: в 1967 г. венгерский балетмейстер Имре Экк создал на ее основе балет.