Берлиоз. Симфония «Ромео и Джульетта»

Roméo et Juliette, Op. 17

10.03.2011 в 13:50.
«Ромео и Джульетта» / Romeo and Juliet

Гектор Берлиоз имел все основания по-особому относиться к творчеству Уильяма Шекспира – ведь именно в трагедиях великого англичанина он впервые увидел свою возлюбленную Г.Смитсон. Одной из ее ролей была Джульетта. Любовь юных героев пьесы Берлиоз называет «кипучей, огромной и чистой». Первые наброски произведения на сюжет трагедии он делает в период своих странствий по Италии, но потом откладывает эту работу на несколько лет и возвращается к ней лишь в 1838 г.

Жанр «Ромео и Джульетты» определен по-особому – драматическая симфония. Она еще более необычна, чем предшествующие его программные симфонические произведения: в ее исполнении задействованы певцы-солисты и три хора. Подобное уже делал Бетховен в Девятой симфонии, но здесь вокал появляется не только в финале, но и в большинстве частей симфонии. Некоторые сольные и хоровые эпизоды напоминают оперные сцены, но главных действующих лиц – юных влюбленных – солисты не представляют, их история «рассказывается» оркестровыми средствами. Симфонические и вокальные эпизоды объединяются в четыре части, среди которых есть и сонатное аллегро, и адажио, присутствуют также скерцо и похоронный марш, но скомпонованы они весьма причудливо.

Предположительно, Берлиоз первоначально предполагал создать не драматическую симфонию, а оперу. Первая часть «Ромео и Джульетты» обладает некоторыми чертами оперной увертюры – она представляет основные контуры сюжета будущей драмы: вражда, которой противостоит любовь, трагическая развязка. Но в этой своеобразной «увертюре» участвуют солисты и хор. Состоит первая часть из четырех разделов. Первый из них – интродукция – это картина вражды: «жестокая» тема, начинаемая альтами, развивается в виде фугато. Другая тема – речитативного склада – грозно проводится тромбонами и офиклеидом, это речь князя Вероны. События – и уже представленные в интродукции, и те, которые произойдут – «комментируются» в прологе мужским хором, скупо поддержанным арфой, а также духовыми, и солисткой-контральто. По ходу рассказа в оркестре проходят темы, которым предстоит появиться в будущих частях. Следующий раздел – строфы – представляет собою арию лиричного характера, прославляющую любовь. Исполняет ее контральто, сопровождаемое арфой, а позднее присоединяется виолончель. Речитатив тенора подводит к заключительному разделу – скерцетто. Этот оркестровый эпизод связан с монологом Меркуцио, где повествуется о фее Маб.

Вторая часть ближе всего к типичному для симфонии сонатному аллегро со вступлением в медленном темпе (правда, обычно такая форма используется в первой части). Вокала здесь нет, все события «происходят» в оркестре. Многое роднит эту часть с первой частью «Гарольда в Италии». За медленным разделом – Andante melancolico, построенном на свободной, словно импровизируемой скрипками теме, следует картина праздника с блестящими мелодиями в танцевальном духе, с которыми в репризе совмещается контрапунктически тема Ромео.

Третья часть являет собою лирическую кульминацию симфонии. Во вступлении отзвуки танцевальных тем из картины бала у Капулетти соседствуют с репликами двух хоров (бал заканчивается, расходятся гости), а последующее адажио становится гимном любви. Гектор Берлиоз не дал влюбленным героям вокального дуэта – однако таковой здесь оказывается ненужным, его блестяще заменяют оркестровые средства: альты и виолончели, фагот и английский рожок, играющий в низком регистре, «запевают» страстную кантиленную тему, подобно мужскому голосу, в дальнейшем вступают флейты со скрипками, а английский рожок переходит в верхний регистр («женский голос») – и, наконец, «голоса поют» в терцию.

Четвертая часть по структуре напоминает первую – в нее тоже включено несколько разделов, причем в некоторых из них участвуют певцы. Первый из этих разделов– «Царица Маб» – это красочное скерцо с обилием оркестровых эффектов. Второй – «Траурный кортеж Джульетты» – похоронный марш, и тема его сначала проводится оркестром на фоне псалмодической речитации хора, а затем подвергается сложному полифоническому развитию. Третий раздел – «Ромео в гробнице Капулетти» – слагается из нескольких контрастных эпизодов, обозначенных автором в программе, за которой точно следует музыкальное развитие. Финал напоминает сцену из большой оперы (не случайно создание «Ромео и Джульетты» хронологически совпадает с расцветом этого жанра). В нем участвуют три хора – тот, что участвовал в прологе, а также хоры Капулетти (в котором, по указанию композитора, должно быть минимум семьдесят исполнителей) и Монтекки, а также солист (патер Лоренцо). Завершается драматическая симфония «Клятвой примирения», интонационно связанной с темой любви: гибель юных героев не была напрасной, любовь одержала победу над враждой.

Над этим грандиозным по своим масштабам произведением Берлиоз работал в течение восьми месяцев. В премьере «Ромео и Джульетты», состоявшейся в ноябре 1839 г., участвовали девяносто восемь солистов и сто шестьдесят оркестрантов. Успех был не менее грандиозным, чем состав исполнителей: «Меня сокрушили криками, слезами, аплодисментами», – вспоминал композитор.

Записи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова