Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии»
Harold en Italie, Op. 16
10.03.2011 в 13:35.Сказать, что поэма Дж.Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» была популярна среди европейской молодежи первой половины XIX столетия, значит, ничего не сказать: благодаря этому произведению поэт, по его словам, «проснулся знаменитым», молодые люди подражали ему во всем – вплоть до одежды, а имя героя стало нарицательным не только в Британии (достаточно вспомнить, что А.С.Пушкин называет Онегина «москвичом в Гарольдовом плаще»).
Обратился к бессмертному творению Дж.Г.Байрона и Гектор Берлиоз. Впрочем, первоначально он планировал воплотить совершенно иной сюжет. В 1833 г. в Париже композитор встретился с Паганини. Этот великий музыкант великолепно владел не только скрипкой, но и альтом, а незадолго до этого приобрел прекрасный альт работы Антонио Страдивари – и пожелал, чтобы Берлиоз написал для него что-нибудь. Композитор начинает писать произведение для альта-соло, оркестра и хора под названием «Последние минуты Марии Стюарт».
Но два великих музыканта не нашли понимания между собою: Паганини – как всякий солист – хотел быть в центре внимания, показать свое искусство во всей красе, а Берлиозу такой подход был не по душе. В партитуре, которую он предложил Паганини, в партии альта было немало продолжительных пауз, да и на фоне оркестровой ткани он выделялся в меньшей степени, чем это бывает в инструментальном концерте – это было похоже, скорее, на симфонию, чем на концерт. А вскоре скрипачу пришлось уехать в Ниццу, чтобы поправить здоровье. В результате, Паганини так и не сыграл произведение Берлиоза никогда, а композитор продолжил писать его уже как симфонию с чертами инструментального концерта. Изменилась и литературная программа: поэт Э.Ферран, друг композитора, посоветовал ему связать произведение со знаменитым байроновским творением. Берлиоз посвятил симфонию Э.Феррану, а из поэмы выбрал фрагмент о пребывании героя в Италии.
Выбор именно этой части поэмы был неслучаен: в 1831-1832 гг. Берлиоз тоже посетил Италию. Эта страна запомнилась ему как романтическая земля, в своих мемуарах он с восторгом писал о вулканах и скалах, о вине и крови, о карабинах и криках ужаса.
В симфонии можно обнаружить черты не только концерта, но и… оперы. Правда, от хора композитор отказался, но с оперой симфонию роднит другая черта – использование лейтмотива и лейттембра. Солирующий альт соотносится с образом самого Гарольда – этого «меланхолического мечтателя», как называет его Берлиоз, причем тема, которую исполняет он, появляется во всех четырех частях симфонии, но особых изменений не претерпевает, сохраняя свой облик – как оперный лейтмотив.
Первая часть – «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости». Образ байронического героя возникает не сразу, его подготавливает фугато на две темы, омраченные хроматизмами, а основная тема, соотносящаяся с образом Гарольда, сначала звучит у деревянных духовых в минорном варианте, и только после этого – в мажоре у солирующего альта (в дальнейшем будет появляться именно мажорный вариант). За этим меланхолическим медленным разделом следует сонатное аллегро, живописующее «счастье и радость». Его ритмическое движение напоминает народный танец – сальтареллу, на которую в репризе накладывается соло альта.
«Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву» – такова программа второй, медленной части. По форме она представляет собою строгие вариации на тему хорального склада. В развитие темы вплетается подлинный старинный хорал. Проводят его деревянные духовые и засурдиненные струнные – этот тембровый эффект воспринимается как подражание звуку органа. Появляется здесь и основная тема, впервые представшая в «меланхолическом» разделе предыдущей части – наряду с альтом ее проводят валторна и кларнет. Контраст ее с хоральной темой более чем очевиден: Гарольд с его мятущейся душой не может примерить на себя веру пилигримов, как в первой части не мог он слиться с народным весельем.
В третьей части, озаглавленной «Серенада горца из Абруццо своей возлюбленной», Берлиоз воспроизводит эпизод, который он сам наблюдал в Италии: бродячие музыканты исполняли серенаду на волынке и пифферо – народной разновидности гобоя. Этот инструмент может иметь разный размер и строй, в ансамбле, который слышал Берлиоз, был один большой пифферо – басовый, один средний и два маленьких – высоких. Имитация такого народного ансамбля звучит в первой части. Собственно «серенада» – это соло английского рожка, который сопровождают струнные, имитируя гитару. К нему присоединяются другие духовые, а затем – со своей темой – альт, но позднее он перенимает тему серенады.
Четвертую часть – «Оргия разбойников. Воспоминания о предшествующих сценах» – автор охарактеризовал как «упоение вином, счастьем и гневом». В развитие стремительной темы, изображающей оргию, вплетаются фрагменты других частей – хорал, серенада, сальтарелла – но все они сметаются «оргией».
Симфония «Гарольд в Италии» впервые прозвучала в августе 1834 г. в Парижской консерватории. Солировал первый альтист «Гранд-Опера» К.Уран. Отклики были разные – от удивления, что автор не застрелился после премьеры, до восторгов. По прошествии четырех лет с произведением познакомился и Паганини. Он был так потрясен, что опустился на колени перед Берлиозом.
Публикации
- Юрий Башмет: «Бросить снежком в Никиту Михалкова» (belcanto.ru) (15.01.2004 в 11:30)