Опера Александра Даргомыжского «Русалка»

12.01.2011 в 00:00.
Иван Крамской. «Русалки», 1871

Опера в четырёх действиях Александра Сергеевича Даргомыжского; либретто композитора по драматической поэме А. С. Пушкина.
Первая постановка: Петербург, 4 мая 1856 года.

Действующие лица: Князь (тенор), Княгиня (меццо-сопрано), Мельник (бас), Наташа, его дочь, потом Русалка (сопрано), Ольга, сирота, преданная Княгине (сопрано), Сват (баритон), Русалочка, 12 лет.
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

Увертюра

Опера открывается полной драматизма увертюрой. В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

Действие первое

На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца — старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе. Наташа цепенеет от горя. Мучительно пьггается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти — она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.

Действие второе

В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон. Все в замешательстве.

Действие третье

Картина первая. В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном,- в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком "Отдай мне дочь!" бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.

Действие четвертое

Картина первая. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилacь в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал — Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.

Картина вторая. Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.

В. Панкратова, Л. Полякова


«Чем больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон», – так охарактеризовал А. С. Даргомыжский свою работу над оперой «Русалка». Литературным первоисточником послужила одноименная драма А. С. Пушкина – точнее, «Русалкой» эту драму назвали издатели, у автора она не имела заглавия. Не было у драмы и финала. «Как жаль, что эта пьеса не закончена!» – сетовал В. Г. Белинский… почему так случилось – ответить весьма сложно: поэт возвращался к этому произведению неоднократно, но так и не завершил. Возможно, он не желал ассоциаций с известной в то время оперой Ф. Кауэра «Дева Дуная» – той самой, над которой он иронизировал в «Евгении Онегине» («И запищит она (бог мой!): Приди в чертог ко мне златой!»).

Однако, опере был нужен финал, и А. С. Даргомыжский, который сам написал либретто, избирает наиболее логичную развязку: месть оскорбленной князем Наташи, ставшей русалкой. Создавая либретто, композитор максимально сохранил пушкинский текст, но без изменений все же не обошлось: Наташа стала более сильной и решительной женщиной. Появились новые народно-бытовые сцены, позволившие создать хоровые номера.

По своей жанровой природе опера «Русалка» – психологическая драма со сквозным развитием конфликта: от завязки в первом акте через развитие во втором и третьем к кульминации и развязке в четвертом. Примечательно, что самоубийство Наташи развязкой не становится – это только начало… и связано это не только с фантастическим элементом сюжета (превращение в русалку) – после предательства Князя героиня «умирает» духовно, умирает ее способность любить, вытесненная ненавистью. После этого из её партии исчезает песенное начало, присутствующее в первом акте, уступая место началу речитативному. Лишь однажды оно появится во втором акте – в песне «По камушкам, по жёлтому песочку», звучащей за сценой (что это – голос мстительной русалки или неотвязное воспоминание Князя о живой Наташе?) – но в последнем акте в партии героини уже нет ничего человеческого.

Образ Мельника в начале оперы предстает в комедийном освещении – его ария, основанная на интонациях крестьянских плясовых песен, рисует лукавого старика-балагура. В последнем акте эти выразительные средства приобретают характер трагического гротеска, и лишь когда к безумному Мельнику на миг возвращается рассудок, в его музыкальной речи появляется песенное начало.

В наименьшей степени получает развитие образ Князя: на протяжении всей оперы он характеризуется песенными мелодиями в духе романса – слишком лиричными, слишком красивыми, чтобы можно было верить в чувства, выраженные в них. Неудивительно, что этот образ практически не меняется – слабый характер неспособен к развитию.

В опере «Русалка» А. С. Даргомыжский использовал ряд подлинных мелодий русских народных песен – например, в обращении Наташи к царице Днепра звучит мелодия песни «Ах, девица-красавица», на народной песне основан хор «Как на горе мы пиво варили». Во многих хоровых сценах, а также в песне Ольги в третьем действии, композитор сочинил свои мелодии, но использовал народные тексты. Все же образцов крестьянской песни в опере немного – и в целом интонационный строй оперы ориентирован не на нее, а на городской романс. По этой причине при всей условности времени действия персонажи кажутся современниками композитора.

Хоровые сцены большой роли в развитии действия не играют – в отличие от опер М. И. Глинки, но создают для него красочный фон. Этой же цели служат хореографические номера – Славянский танец и Цыганский танец во втором действии.

Опера «Русалка» была впервые представлена публике в мае 1856 года в Петербурге. Дирижировал премьерой К. Лядов. «Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы», – с восторгом писал В. Серов. Оперу благосклонно приняла демократически настроенная интеллигенция, но аристократия отнеслась к ней с презрением. У критиков наибольшие нарекания вызывали хореографические сцены во втором акте: «Если предки наши и забавлялись пляскою цыган, то, конечно, не приглашая их в столовую, а смотрели на них с высокого крыльца».

В целом успех премьеры «Русалки» был весьма скромным, в чем немалую роль сыграла неудачная постановка: опера исполнялась с многочисленными купюрами, декораций, костюмов и бутафории специально для нее не изготавливали, используя оставшиеся от драмы «Русская свадьба». От полного провала спектакль спасло только выступление Осипа Петрова в роли Мельника. Не имевшая большого успеха опера была снята с репертуара в 1857 году – после одиннадцати спектаклей. Лишь после возобновления оперы в 1865 году к ней пришло подлинное признание.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова