Опера Антонина Дворжака «Русалка»
12.01.2011 в 14:46.Опера чешского композитора Дворжака (1901, Прага), в трех действиях. Либретто Я. Квапила.
Действующие лица: Русалка (сопрано), Водяной (бас), Колдунья (меццо-сопрано), Принц (тенор), Чужеземная княжна (сопрано).
Русалка — хрупкое стихийное существо, нежная дева, обиженная жестоким в своем равнодушии смертным… Этот трогательный сюжет многократно воплощен во множестве народных преданий, к нему обращались поэты и композиторы разных народов — Александр Сергеевич Пушкин и Карел Эрбен, Ханс Кристиан Андерсен и Леся Украинка, Эрнст Теодор Амадей Гофман и Александр Сергеевич Даргомыжский… Отдал дань этому сюжету и чешский композитор Антонин Дворжак, сочинив сказочную оперу «Русалка».
Инициатором создания оперы стал драматург Ярослав Квапил. Он написал либретто и искал композитора, которому можно было бы его предложить. Но одних композиторов такой сюжет не интересовал, другие были заняты иными сочинениями, но Квапилу посоветовали обратиться к Дворжаку. Композитору либретто понравилось. Хотя при создании его Квапил опирался на разнообразные источники (сказку Андерсена, повесть Фридриха-де ла Мотт Фуке «Ундина», драму Герхарта Гауптмана «Потонувший колокол»), в либретто явственно ощущался национальный колорит. Водяной и Баба-Яга позаимствованы из славянских сказок, а такие персонажи, как Лесник и Поваренок, были плоть от плоти чешского народа, и даже в общем звучании рифмованного текста чувствовалась связь с чешской народной поэзией.
Либретто привлекло Дворжака не только чешским колоритом, но и философской глубиной: вечная разделенность, несоединимость двух миров — мира природы и мира человека, такова идея произведения. Но наряду с нею возникает мотив вины, которую приходится искупить.
Русалка влюблена в Принца, она жаждет обрести человеческую душу, чтобы быть с ним. Напрасно отговаривает ее Водяной, напоминая, что любовь несет с собой страдания. Героиня отправляется к Бабе-Яге. Та предупреждает, что если Принц разлюбит ее, она станет блуждающим огоньком, но это не страшит героиню. Утром Принц, встретив ее у озера во время охоты, увозит девушку в замок, будучи охвачен любовью. Во время свадьбы его вниманием завладевает гостья — веселая Княжна. Проникший в парк при замке Водяной, видя страдания дочери, утаскивает ее в омут. Покинутая Принцем Русалка превращается в блуждающий огонек. Баба-Яга советует ей снять заклятие, но цена этого — гибель Принца, и Русалка отказывается. Тем временем к старой ведьме приходят Лесник и Поваренок и просят снадобье для Принца — его счастье с Княжной было недолгим, теперь несчастный тает от тоски по пропавшей невесте. Пришельцев прогоняет Водяной, но вскоре у озера появляется сам Принц в поисках возлюбленной. Увидев Русалку, он счастлив, но она предупреждает, что соприкосновение с ней погубит его. Но он не желает жить без любимой, простившей ему все — и умирает, целуя ее.
Сюжет подсказал композитору музыкальную драматургию, основанную на сопоставлении двух миров: природного, фантастического — и человеческого, реального. К первому миру принадлежат сказочные герои, ко второму — Принц, Княжна, Лесник, Поваренок. Русалка же становится «связующим звеном» между тем и другим. Важную роль играет система лейтмотивов, которые варьируются соответственно развитию характеров и событиям драмы, сопоставляясь в последовательном изложении или в контрапунктическом совмещении, появляясь в разных голосах фактуры — даже в фигурациях. Но единственная определенная тема (надменная, напоминающая полонез) «закреплена» только за одним действующим лицом — Княжной, соперницей заглавной героини. В музыкальную характеристику всех прочих персонажей вплетаются интонации, связанные с тем миром, к которому принадлежит тот или иной герой.
Русалка охарактеризована распевной, протяженной темой, в которой есть и мечтательность, и томление. Сопоставление диатоники с хроматическим ходом придается ей зыбкость. В первом действии она звучит по-разному: то печально, то грозно — когда Баба-Яга уводит Русалку в свою избушку. В таком виде тема выглядит предвестием печальной судьбы — и появляется в сходном звучании в тех моментах второго акта, когда «предсказание» воплощается в реальность (Княжна вторгается в разговор Принца и Русалки, Принц обнимает Княжну, отталкивая невесту). Примечательно, что в гармонизации темы в такие моменты появляется уменьшенный септаккорд, связанный в опере с образом Водяного и подводного царства — трагическая судьба Русалки обусловлена тем, что она чужая в мире людей. Героиню сопровождают и другие лейтмотивы: «тяжелые» аккорды, воплощающие образ неотвратимого рока, вариант этого лейтмотива, характеризующий сочувствие Водяного и других обитателей мира природы к героине, а также краткий мотив в виде секстоли, воплощающий образ водной стихии.
Краткий лейтмотив Водяного построен на музыкальном подражании скороговорке из пьесы Гауптмана («Бре-ке-ке-ке крак-крак»). Мотив звучит то добродушно, то тревожно, то горестно, то угрожающе. Этого героя сопровождают также лейтмотивы водной стихии и сочувствия к Русалке. «Колючий» мотив характеризует Бабу-Ягу. Единственный герой оперы, не наделенный собственным лейтмотивом — Принц, его характеризует мотив из песни Ловчего, связанный с образом леса. Сцена с участием Лесника и Поваренка строится на танцевальных попевках, характерных для чешского фольклора.
Премьера «Русалки», состоявшаяся в марте 1901 г., прошла с большим успехом. Публика вызывала композитора после каждого акта. Не менее восторженно приняли оперу критики. В рецензии, опубликованной в газете «Народни политика», говорилось: «Известный лидер чешского современного музыкального движения написал для нас национальную сказочную оперу, свет которой, несомненно, проникает в будущее».
Публикации
- О спектакле Мартина Кушея по опере Дворжака «Русалка» (belcanto.ru) (07.08.2021 в 16:42)
- Посткарантинное возвращение «Русалки» (belcanto.ru) (02.10.2020 в 16:04)
- «Русалка» Дворжака на чужой территории (operanews.ru) (12.11.2019 в 13:22)
- В Берлине завершился Musikfest Berlin (operanews.ru) (24.09.2019 в 13:43)
- Чешская «Русалка» со словацким драйвом (belcanto.ru) (01.06.2019 в 12:05)
- На премьере «Русалки» Дворжака в Большом театре России (belcanto.ru) (17.03.2019 в 17:48)
- Цена любви: о спектакле Свена-Эрика Бехтольфа по «Русалке» Дворжака (belcanto.ru) (27.11.2018 в 23:30)
- На спектаклях Национального театра в Праге (belcanto.ru) (30.05.2018 в 19:29)
- Не пришей «Русалке» хвост (operanews.ru) (02.02.2015 в 21:15)
- Будни Метрополитен-оперы (operanews.ru) (06.04.2014 в 20:00)
- «Русалка» Дворжака в сезоне трансляций из «Met» (belcanto.ru) (13.03.2014 в 20:52)
- Некачественная «Русалка» (operanews.ru) (04.03.2012 в 15:17)
- Самобытность превыше всего (operanews.ru) (27.11.2011 в 13:58)
- Glyndebourne Festival Opera (operanews.ru) (28.08.2011 в 08:39)
- Завершилась «Крещенская неделя в Новой Опере» (belcanto.ru) (10.02.2011 в 13:47)
- Всё-что-угодно вместо оперы, или «Русалка» в Михайловском театре (belcanto.ru) (01.11.2009 в 14:09)
- Удачи и провалы Зальцбурга-2008 (belcanto.ru) (25.09.2008 в 21:28)
- «Русалка» Дворжака в Зальцбурге (belcanto.ru) (26.08.2008 в 18:05)
- Премьера «Русалки» Дворжака в Геликон-опере (belcanto.ru) (04.05.2006 в 01:38)