Геннадий Рождественский (Gennady Rozhdestvensky)
04.12.2010 в 13:35.«Это одаренный молодой музыкант. Он обладает замечательной музыкальней памятью, четким выразительным жестом, хорошо чувствует оркестр... Я не сомневаюсь, что при большой, серьезной работе из Геннадия Рождественского выйдет прекрасный дирижер». Эти слова, сказанные выдающимся советским дирижером Ю. Файером еще в 1952 году, вскоре оправдались: Рождественский выдвинулся в число ведущих дирижеров страны.
А встреча его с Файером произошла в Большом театре, где Рождественский — студент Московской консерватории — начал стажироваться в 1951 году. Впервые в истории крупнейшего театра страны за его пульт встал такой молодой дирижер. В консерваторию он пришел из Центральной музыкальной школы и стал заниматься по фортепиано у Л. Оборина и по дирижированию у своего отца — Н. Аносова. Почти одновременно с театром Рождественский отлично зарекомендовал себя на концертной эстраде.
В консерваторские годы началась и гастрольная деятельность Рождественского. С программой из произведений Чайковского он выступил в Ленинграде, в 1951 году студенческий оркестр под его управлением принял участие в берлинском фестивале молодежи и студентов, а через два года этот же оркестр стал победителем фестивального конкурса в Бухаресте. В дальнейшем Рождественский неоднократно и с нарастающим успехом гастролировал во многих странах — и самостоятельно, и вместе с разными советскими оркестрами.
В 1954 году дирижер окончил консерваторию. К этому времени он уже был принят в Большой театр, регулярно выступал в концертных залах. Широкий художественный диапазон музыканта отразился и в его дипломной программе, включавшей произведения Баха, Рахманинова, Прокофьева; члены государственной комиссии принимали у него экзамен и в Большом театре — Рождественский дирижировал «Золушкой» Прокофьева.
Творческая «всеохватность» осталась характерной чертой музыканта и в зрелый период. С одинаковым мастерством дирижирует он балетными и оперными спектаклями, симфоническими и камерными оркестрами. Так же многогранна и его исполнительская палитра. Дирижер Е. Рацер пишет: «Рождественский — дирижер интеллектуального плана. Ясность музыкальной мысли неизменно влечет его. Он испытывает искреннюю радость, соприкасаясь с произведениями, отличающимися отточенностью композиторского мастерства. Умеет оценить и раскрыть перед слушателями совершенство формы, прелесть той или иной детали, метко найденной автором. Интеллектуализм ощущаешь не только в его исполнении, но и во всем его облике, в выборе программ, в манере репетировать, в подходе к изучаемому произведению... Большая роль интеллектуального начала совсем не означает, что творчество Рождественского лишено эмоционального заряда... Рождественский ведет оркестр активно, уверенно. У него всегда есть свое, определенное отношение к исполняемой музыке. Но творчество несовместимо для него с каким бы то ни было насилием: он менее всего склонен навязывать что-либо. В этом особенность его художественной натуры».
Огромная эрудиция и отточенное профессиональное мастерство позволяют Рождественскому постоянно обращаться в своих программах к самым различным музыкальным пластам. В молодые годы он дирижировал в Большом театре балетами «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Сказ о каменном цветке» Прокофьева; невозможно перечислить интересные программы, исполненные им с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, который он возглавляет с 1961 года; став в 1965 году главным дирижером Большого театра, Рождественский уже в ближайшее время включил в свой репертуар «Войну и мир» Прокофьева, осуществил музыкальное руководство в постановках оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена и балета «Щелкунчик» Чайковского.
При всем разнообразии творческих интересов дирижера его внимание устремлено к современной музыке. Он охотно становится первооткрывателем новых произведений советских композиторов, возрождает незаслуженно забытые сочинения. Здесь прежде всего должны быть названы творения С. Прокофьева: Вторая, Третья, Четвертая симфонии, опера «Игрок» (в концертном исполнении), симфонический эскиз «Осеннее», сюита из балета «На Днепре». Из прокофьевской музыки к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и кинофильму «Пиковая дама» Рождественский сделал сюиту «Пушкиниана». В то же время он регулярно знакомит аудиторию с образцами современной зарубежной музыки, среди которых сочинения Хиндемита, Шёнберга, Берга, Мартину, Пуленка, Мийо, Ибера, Онеггера и других композиторов.
Книги Рождественского: «Дирижёрская аппликатура» (1974), «Мысли о музыке» (1975), «Преамбулы» (1989), «Треугольники» (2001).
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969
Публикации
- Академично мыслящий дирижёр — угроза бизнесу (belcanto.ru) (26.10.2021 в 21:21)
- 130 лет Прокофьеву (belcanto.ru) (23.04.2021 в 21:39)
- «Фирма Мелодия» представила избранные сочинения Георгия Свиридова (belcanto.ru) (17.05.2019 в 13:48)
- Фламандский лоск русского «Игрока» Сергея Прокофьева (belcanto.ru) (08.07.2018 в 21:07)
- Атлант. Памяти Геннадия Рождественского (belcanto.ru) (21.06.2018 в 12:15)
- Премьера оперы «Фрида и Диего» Калеви Ахо (belcanto.ru) (30.10.2017 в 16:55)
- «Турок в Италии» — своевременный эксперимент Театра Покровского (belcanto.ru) (21.06.2017 в 00:43)
- «Турок в Италии» Россини: знаковая премьера на Никольской (belcanto.ru) (17.06.2017 в 22:45)
- Премьера «Орфея» Глюка в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (26.12.2016 в 20:07)
- Премьера забытой оперы Римского-Корсакова в Камерном театре (operanews.ru) (18.04.2016 в 19:30)
- «Лиса-плутовка» обжила Камерный музыкальный театр (belcanto.ru) (12.11.2015 в 17:59)
- «Лиса-плутовка» в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (09.11.2015 в 19:01)
- Интервью с Ольгой Кульчинской (operanews.ru) (26.01.2015 в 19:46)
- Прикоснуться к «Носу» (operanews.ru) (03.11.2014 в 18:58)
- «Леонора» Бетховена в Камерном музыкальном театре (belcanto.ru) (20.10.2014 в 22:23)
- Премьера «Леоноры» Бетховена в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (20.10.2014 в 21:42)
- «Мавра» в Театре Покровского (belcanto.ru) (12.06.2014 в 15:01)
- Премьера «Мавры» Стравинского в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (09.06.2014 в 19:55)
- «Царская невеста» в Большом театре (operanews.ru) (02.03.2014 в 21:22)
- «Царская невеста» вернулась в Большой (belcanto.ru) (02.03.2014 в 21:22)
- Российская премьера оперы Бриттена «Смерть в Венеции» (belcanto.ru) (26.12.2013 в 16:42)
- Российская премьера «Блудного сына» Бриттена в Москве (operanews.ru) (01.12.2013 в 18:30)
- Премьера «Блудного сына» Бриттена в Москве (belcanto.ru) (26.11.2013 в 14:09)
- Вебер + Малер + Рождественский = «Три Пинто» (operanews.ru) (07.07.2013 в 15:14)
- Терпение и труд «Трёх Пинто» перетрут (belcanto.ru) (07.07.2013 в 11:27)
- Интервью с Владимиром Понькиным (belcanto.ru) (13.06.2013 в 15:01)
- В БЗК прошел концерт, посвященный 100-летию Покровского (operanews.ru) (09.09.2012 в 20:52)
- Приношение Покровскому (belcanto.ru) (05.09.2012 в 09:38)
- Концерт «Геннадий Рождественский и его ученики» в БЗК (belcanto.ru) (14.05.2012 в 12:33)
- «Идоменей», немецко-русская версия… (belcanto.ru) (11.12.2011 в 13:11)
- Премьера «Идоменея» в Театре Покровского (operanews.ru) (04.12.2011 в 12:02)
- Изумительный ералаш (belcanto.ru) (05.01.2010 в 10:23)
- «Домашняя война» и другие опусы от Геннадия Рождественского (belcanto.ru) (25.12.2008 в 11:40)
- Отросток немецкого ствола (belcanto.ru) (13.12.2007 в 11:52)
- Малоизвестные страницы Шостаковича (belcanto.ru) (30.11.2006 в 21:16)
- Геннадию Рождественскому — 75! (belcanto.ru) (04.05.2006 в 23:32)
- Фантазии и бурлески от семейного дуэта (belcanto.ru) (22.01.2004 в 12:13)
- В «Геликон-опере» поставили «Средство Макропулоса» (belcanto.ru) (03.07.2003 в 18:24)
- Геннадий Рождественский: «В замысле Бертмана кроется детективное начало» (belcanto.ru) (26.06.2003 в 16:41)
- Темирканов, «Терем» и другие (belcanto.ru) (10.01.2002 в 18:31)