Опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта»

12.01.2011 в 11:09.
Опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». Постер Р. Олбиньского

«Ромео и Джульетта» (фр. Roméo et Juliette) — опера Шарля Гуно в 5 действиях, либретто Ж. Барбье и М. Карре.

Действующие лица:

• Джульетта (сопрано)
• Ромео (тенор)
• Друзья Ромео: Меркуцио (баритон)
• Бенволио (тенор)
• Стефано, паж Ромео (сопрано)
• Капулетти, отец Джульетты (бас)
• Тибальт, ее брат (тенор)
• Граф Парис, ее жених (баритон)
• Гертруда, кормилица Джульетты (меццо-сопрано)
• Грегорио, слуга Капулетти (баритон)
• Брат Лоренцо, францисканский монах (бас)
• Сторонники Монтекки и Капулетти, гости, слуги

Действие происходит в Вероне в XIV веке.

Пролог (или Хор) — персонаж театральных представлений времен Шекспира — повествует о кровавых распрях в Вероне и о любви Ромео и Джульетты, заплативших жизнью за прекращение вражды.

Дворец Капулетти. Ночь. Бал-маскарад в честь Джульетты. Отец, брат и жених восхищаются ее красотой. Ромео, пришедший на праздник вместе с друзьями, кровными врагами Капулетти, грустен, и Меркуцио подшучивает над ним: наверное, ему явилась царица эльфов Маб — царица обмана. Внезапно Ромео видит юную девушку, красота которой поражает его. Это Джульетта, беззаботно радующаяся весне жизни. Не подозревая, кто она, Ромео галантно целует Джульетте руку и обменивается с ней любезностями. Узнавший его Тибальт открывает его имя сестре. Тибальт и Меркуцио готовы продолжить родовую вражду.

Сад Капулетти. Ночь. Ромео под балконом Джульетты ждет восхода солнца и мечтает о встрече, не слыша голосов друзей. Слуги Капулетти обыскивают сад, но не находят Ромео. Влюбленные обмениваются клятвами верности.

Келья брата Лоренцо. К нему пришли Ромео и Джульетта за благословением. Монах венчает их.

Площадь перед домом Капулетти. Паж Стефано поет насмешливую песню о белой голубке, готовой улететь из родного гнезда по зову любви. Разгневанные друзья Капулетти набрасываются на него, на защиту мальчика встает Меркуцио, с ним скрещивает шпагу Тибальт. Ромео пытается их остановить. Тибальт оскорбляет его, но Ромео призывает к миру. Собираются сторонники обоих родов, и в кровавой схватке Меркуцио падает, сраженный Тибальтом. Не в силах больше сдерживаться, Ромео вызывает Тибальта на бой и убивает его. Капулетти взывает к правосудию герцога. Тот выносит приговор: Ромео должен покинуть Верону по окончании ночи, а Монтекки и Капулетти — поклясться прекратить вражду.

Спальня Джульетты. Светает. Последнее свидание супругов перед разлукой. Джульетта прощает Ромео убийство брата. Слышится пение жаворонка, возвещающего зарю, но Джульетта уверяет, что это песнь ночного певца любви — соловья. Наконец Ромео бросается на балкон и скрывается. Входят кормилица, брат Лоренцо и Капулетти, который объявляет дочери о свадьбе с Парисом. Капулетти дал клятву умирающему Тибальту и спешит исполнить ее тотчас же. Оставшись наедине с братом Лоренцо, Джульетта уверяет, что скорее умрет, чем снова пойдет под венец. Она соглашается выпить принесенное монахом снадобье: оно подействует так, что ее сочтут умершей и погребут в фамильном склепе, где будет ждать Ромео, а Лоренцо подготовит все для их побега. Несмотря на охвативший Джульетту ужас, она выполняет свое намерение.

Кладбище. Фамильный склеп Капулетти. Сюда приходит Ромео, услышавший о смерти Джульетты. Поцеловав ее, он выпивает яд. В эту минуту Джульетта пробуждается. Счастье влюбленных недололго. Видя, что Ромео умирает, Джульетта закалывает себя кинжалом, и с поцелуем они обретают вечный покой.

А. Кенигсберг


Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», ставшая самым прославленным творением английского драматурга, не раз получала музыкальное воплощение — и оперное в том числе: одноименные оперы И.Бенды в 1776 году, Д.Штейбельта в 1793 и Н.Дзингарелли в 1796, «Капулетти и Монтекки» В.Беллини в 1830 (правда, сюжет в этой опере трактуется относительно вольно), «Влюбленные из Вероны» д’Иври… В 1865 году к этому сюжету обращается Шарль Гуно.

Работать над новой оперой композитор начал в апреле. Он жил в то время на вилле в маленьком городе Сен-Рафаэль, располагающемся на побережье Средиземного моря. Пейзаж, так напоминающий итальянский, располагал к творческому вдохновению. По воспоминаниям Ш.Гуно, он ощущал такой прилив сил, что чувствовал себя двадцатилетним юношей или даже десятилетним мальчиком. Он вставал в пять часов утра и работал, не уставая, до десяти или одиннадцати часов вечера. Композитору казалось, что он ясно слышит пение героев своей оперы — и, вслушиваясь в него, он даже не замечал, как идет время. Такой творческий подъем способствовал быстрой работе: к концу месяца был готов эскиз партитуры. Затем Ш.Гуно отправился в Париж и вернулся к сочинению «Ромео и Джульетты» после двухнедельного перерыва. Точная дата завершения партитуры не известна, но 19 августа уже было объявлено о начале репетиций.

Либретто оперы «Ромео и Джульетта» написали М.Карре и Ж.Барбье, создававшие тексты и для других опер Ш.Гуно, включая и лучшую из них — «Фауст». Как правило, переработка литературного произведения в оперное либретто предполагало весьма значительные изменения — но шекспировской пьесы это коснулось в меньшей степени — в тексте оперы немало буквально переведенных или незначительно перефразированных шекспировских строк. И все же без изменений не обошлось — и связано это было не с условностями оперной сцены, а с природой лирической оперы. Если пьеса У.Шекспира — это трагедия о любви и вражде, то опера Ш.Гуно — о любви. Вражда же оказывается не столько антиподом любви, сколько тем фоном, на котором разворачивается печальная история влюбленных: роль хоровых сцен в опере невелика — несмотря на то, что композитор вводит хор там, где у У.Шекспира его не было: под Хором, читающим текст Пролога, у английского драматурга подразумевался один актер — в опере же этот текст исполняется настоящим хором. Не особенно значительна и роль персонажей, связанных с линией вражды — в опере нет даже финальной сцены примирения Капулетти и Монтекки, завершается она смертью центральных героев. Основной драматургический «стержень» произведения составляют любовные дуэты, которые играют главную роль в четырех действиях из пяти. По словам биографа композитора К.Беллэга, стоит эти дуэты изъять — и оперы не будет.

Первый из этих дуэтов («Ангел небесный…»), определенный Ш.Гуно как «мадригал на два голоса», изящен и сдержан. Дуэт на балконе «О, ночь блаженства!» выдержан в светлых тонах, хотя ритм и темп составляющих его эпизодов меняются. В дуэт, открывающий четвертое действие — поначалу восторженный и исполненный любовного пыла — вторгаются эпизоды тревожные. Образы влюбленных, развивающиеся в дуэтах, дополняются блестящей вальсовой арией Джульетты в первом действии и страстной каватиной Ромео во втором.

Такая колоссальная роль любовных дуэтов в драматургии оперы «Ромео и Джульетта» даже заставила либреттистов и композитора пойти на самое серьезное отступление от литературной основы. Если у У.Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, то у Ш.Гуно она застает своего возлюбленного живым, и пятое — заключительное — действие превращается в один большой дуэт. В этой развернутой сцене чередуются речитативные и кантиленные эпизоды, возвращаются темы из предыдущих дуэтов.

Премьера оперы «Ромео и Джульетта» в Theatre-Lyrique была намечена на январь 1867 года, но из-за отсутствия тенора состоялась она лишь в конце апреля — во время Всемирной выставки. Главные роли исполнили П. Ж. Мишо и М.Карвальо. Успех был поистине грандиозным. В том же году произведение уже ставилось в Германии, Италии, Бельгии и США. В Theatre-Lyrique состоялось сто спектаклей, а в 1873 году опера была поставлена в театре «Опера-Комик», и М.Карвальо, которой было уже сорок пять лет, по-прежнему исполняла роль Джульетты.

В 1888 году Национальная музыкальная академия поставила «Ромео и Джульетту» на сцене «Гранд-Опера». Для этой постановки композитору пришлось внести некоторое дополнение в партитуру — в четвертом действии появилась балетная сцена.

Одной из лучших исполнительниц партии Джульетты стала Аделина Патти, для которой с «Ромео и Джульеттой» оказалась связана романтическая история: в 1880-х гг. в спектаклях с ее участием партию Ромео исполнял Э.Николони — и нежные чувства связывали этих двоих не только на сцене, впоследствии А.Патти стала женой этого певца.

В «Карманном оперном путеводителе», созданном английским критиком Р. Кристиансеном, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно названа лучшей из более чем сорока опер на сюжет этой шекспировской пьесы.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова