Роговой оркестр
12.01.2011 в 15:21.О многих разных оркестрах вы знаете. Симфонический и эстрадный, духовой и народный... Они состоят из различных инструментов, объединенных в однородные группы, обладают различными тембровыми красками в зависимости от материала, из которого инструмент сделан, и от способа, которым извлекается звук. Роговой оркестр - совсем другой. Собственно, в настоящем времени о нем говорить нельзя, так как таких оркестров давным-давно не существует. Появились они в России с середины XVIII века, существовали в течение примерно ста лет и состояли из однородных медных духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон красивого, звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной величины - столько, чтобы из них составился звукоряд и можно было исполнять музыку.
Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер: ведь он не мог сыграть никакой, даже самой простенькой мелодии, а только один-единственный звук. Притом нужно было его издавать абсолютно точно - вовремя и указанной длительности. Конечно, добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому состояли они исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам, известным богачам. Так, в Петербурге в начале XIX века славился роговой оркестр, принадлежащий К. С. Нарышкину.
Л. В. Михеева
Это уникальное в мировой музыкальной практике явление могло возникнуть только в уникальном сочетании высокого уровня музыкальной культуры общества и весьма низкого (крепостное рабство) уровня общественных отношений, какое было в России с середины XVIII — до начала XIX века.
Божественный по красоте звучания роговой оркестр производил огромное впечатление на современников, в том числе и на искушенных в музыке иностранцев. Но он требовал от музыкантов чудовищного труда, который получить можно было только от рабов.
Инструментами этого оркестра были специальные рога, изготовленные из листовой меди. Каждый из них имел свой размер и издавал только один звук той или иной высоты: большие рога — низкие звуки, маленькие — высокие. Если нужно было сыграть мелодию из трех нот — играли три музыканта. А если — быстрый пассаж из многих звуков? Представляете, как точно, буквально в долю секунды, нужно сыграть свой звук каждому музыканту, чтобы все звучало ритмически точно? У них даже была специальная нотная запись, где указывался только ритм.
Разумеется, будь тогда в России своя профессиональная инструментальная культура, никому бы и в голову не пришло изобрести этот чудной инструмент. Но, к сожалению, в стране тогда был лишь один оркестр, да и тот при дворе. А новая музыка манила своей красотой. Выписывать оркестры из-за границы было дорого, своих музыкантов учить на скрипках и прочих инструментах — долго, да и негде было, лишь отдельных посылали за границу. Поэтому, когда в 1751 году капельмейстер крепостной капеллы С. К. Нарышкина — чех Ян Мареш, сам виртуоз-валторнист — изобрел роговой оркестр, это было большое и радостное событие в культурной жизни России.
М. В. Ломоносов написал экспромт «На изобретение роговой музыки». Один за другим стали возникать крепостные роговые оркестры. У отдельных богатых дворян-меломанов количество музыкантов в этих оркестрах достигало трехсот (многие рога, особенно маленькие, дублировались).
Роговые оркестры исполняли преимущественно обработки народных песен, популярные танцы и оперные арии, иногда переложения духовных хоровых произведений.
Роговая музыка вышла из употребления в 1820-30-х годах, как и другие крепостные музыкальные коллективы: хоровые капеллы, симфонические оркестры, театры. Концертно-музыкальная жизнь приобрела другой облик, который в основном сохранился и поныне.
М. Г. Рыцарева
Публикации
- «Реквием» Козловского, раздавайся! (belcanto.ru) (19.10.2012 в 11:43)