Ритм

12.01.2011 в 12:37.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».

Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Группа ударных инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида музыкального искусства виртуозными ритмическими импровизациями.

Л. В. Михеева


«Я люблю ритмичную музыку». «Ритмы XX века». «Саша, ты опять играешь неритмично!» «Ритмическая гимнастика». «В ритме вальса». «Бешеный ритм жизни современного города». «Ритм-гитара». «Неритмичные поставки продовольствия». «Сердечная аритмия». Наверное, вы могли бы добавить к этому перечню и другие характерные выражения. И хотя немногие смогут сразу дать научное определение понятия «ритм», все отлично чувствуют, когда можно и нужно употреблять данное слово.

Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени. И закономерность процессов, например смена времен года, дня и ночи. Ритм часто сравнивают с пульсом. Он отражает определенный порядок в движении. Он же может организовывать какой-то процесс.

Ритм и рифма в современных языках — два отдельных слова-понятия, хотя древние греки обходились одним: rhythmos, и не случайно. Упорядоченность ударений и соответствие количества слогов в строфах послужили ритмической основой стихосложения. Стихи же, как известно, легко превращаются в песню, азатем и в танец. С этого момента музыкальный ритм уже не связан со стихотворной рифмой. Вполне вероятно, конечно, что музыкальный ритм появился раньше стихотворной рифмы. Но если мы начнем спорить, это будет похоже на спор о том, что раньше появилось: курица или яйцо. Скорее всего это произошло одновременно или близко по времени.

Ритм музыкальный имеет свои особенности. Во-первых, коль скоро звуки следуют друг за другом во времени и образуют движение, без ритма музыки быть не может. Во-вторых, ритм исторически сложился под влиянием деятельности человека: шага, работы, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи и т. д. Ритм подсказывает и природа (пение птиц, движение морских волн и т. п.). Поэтому, несмотря на то, что с развитием цивилизации одни формы деятельности человека заменяются другими, давно откристаллизовавшиеся ритмы все равно живы и остаются близки и понятны всем людям на Земле.

Каждая эпоха вносит и свои ритмы. Так, в нашем веке появились ритмы работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов. Наряду с этим музыканты научились передавать «застывшее время» космоса, вселенной, стихию мерцающих звезд. Вместе с тем именно в XX веке, с развитием техники, транспорта, средств массовой информации, общественных и политических преобразований — человечество почувствовало себя единым. Если границы государств существуют, то в эфире границ нет. И самыми активными посланцами культур оказались ритмы. Темпераментные, сложные, острые ритмы народов Африки, коренных народов Америки стали достоянием всего человечества. Под их влиянием стали несравненно богаче и ярче ритмы классической европейской и американской музыки.

Все это вместе взятое вывело ритм едва ли не на первый план в современном музыкальном искусстве. Хотя, конечно, от этого не уменьшилась необходимость в мелодии, гармонии или инструментовке.

М. Г. Рыцарева

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова