Реприза
12.01.2011 в 12:05.Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков.
Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в нотах: . Эти значки указывают, что раздел, в сторону которого обращены две точки, нужно повторить. И такое повторение и знаки, его указывающие, называются репризой.
В сонатной форме реприза - это последний из трех ее основных разделов. Она наступает после разработки и является как бы выводом из нее, ее итогом, хотя по музыкальному материалу, в основном, повторяет экспозицию. В репризе все музыкальные темы, уже знакомые по экспозиции, проходят в одной - главной - тональности произведения. Иногда реприза сонатной формы бывает необычной, «ненормативной», как говорят музыканты. Например, в ней сначала звучит побочная партия, а затем уже главная (см. рассказ об экспозиции). Такую репризу называют зеркальной. Может быть реприза и сокращенной.
Иногда репризой называют заключительную часть фуги. По существу это неточно, так как музыкальный материал, хотя и тот же самый, обычно бывает там расположен по-иному.
Реприза в трехчастной форме - это повторение начального раздела после какого-то, обычно контрастного, среднего эпизода. Наконец, в форме рондо понятие репризы совпадает с рефреном.
Л. В. Михеева
Французское слово reprise привилось не только в музыке, но и в некоторых «благородных» видах спорта: в фехтовании и в конном спорте. Оно означает повторение. В фехтовании — повторный удар, у лошади — возобновление прежнего аллюра после преодоления препятствия.
В музыке повторение — вообще главное условие ее композиции. Если темы, мотивы, интонации не будут повторяться, они не запомнятся, не будут выделены, как главные, и сочинение будет бесформенным. Но репризой называется не всякое повторение какого-либо звукового материала, а специальное повторение целой самостоятельной части произведения. Реприза придает композиции симметричность, завершенность, устойчивость.
М. Г. Рыцарева