Равель. Струнный квартет фа мажор

String Quartet (F-dur)

24.09.2015 в 17:04.
Морис Равель в 1925 году

Струнный квартет фа мажор стал первым произведением Мориса Равеля, созданным после «Игры воды», поразившей современников своей новизной. На момент его создания – в 1903 г. – композитор обучался в Парижской национальной консерватории у Габриэля Форе, которому и посвятил произведение.

Создавая свой Квартет, Морис Равель обратился к традиционному трехчастному циклу. В этом выразилось то стремление к классической стройности формы, о котором композитор говорит в своей «Автобиографии» применительно к данному периоду: «В Фа-мажорном квартете определенная структура музыкального произведения… выступает гораздо более четко, чем в предыдущих моих произведениях». Впрочем, это не единственная характерная черта стиля Равеля, проявившаяся в Квартете – присутствует в нем и такая особенность, как испанские интонации и ритмы. Примечательно, что подобными чертами был отмечен и Струнный квартет Клода Дебюсси, созданный десятью годами раньше, однако в произведении Равеля они были разработаны более последовательно (ведь в нем была «испанская кровь»), многие моменты Квартета предвосхищают «Испанскую рапсодию». В образном строе произведения главную роль играет лирика, оттеняемая то фантастическими образами, то жанрово-танцевальными интонациями.

Лирически-светлое, «пасторальное» настроение господствует в первой части – Allegro moderato. Темповое обозначение дополнено указанием на характер – Tres doux (Очень нежно). Здесь нет контраста между темами, который, как правило, присутствует в сонатных allegro, поэтому разработка лишена конфликтности. Вся первая часть пронизана единым ритмическим движением. В ладовых оборотах первой темы ощущается влияние Форе, а во второй ярко выражены испанские интонации. В сжатой репризе она проводится в новой гармонизации.

Две последующие части отличаются сложной структурой формы. Вторая часть – Assez vif. Tres rythme (Довольно живо. Очень ритмично) – играет роль скерцо. Первая тема – танцевальная, наделенная баскскими чертами – примечательна необычной метрической организацией – 6/8 (3/4): ритмическая структура фигурации соответствует размеру 6/8), а мелодии – ¾. Жанрово-танцевальная основа подчеркнута приемами исполнения: все инструменты играют пиццикато. Во второй теме этот прием сохраняется только у виолончели. За изложением новых вариантов обеих тем следует лирический средний раздел, интонационно перекликающийся с некоторыми моментами «Пеллеаса и Мелизанды» Клода Дебюсси. В развитие темы вплетаются мотивы первого раздела.

Третья часть, которую композитор требует исполнять «Очень медленно», построена на развитии одного музыкального образа. Основную лирическую тему в размере 3/4 проводит альт. В дальнейшем музыкальная ткань словно «качается» между трехдольностью и четырехдольностью, создавая ощущение зыбкости.

В финале музыка движется «единым потоком», что не мешает композитору сочетать различные размеры – 5/8, 5/4 и 3/4. В первом из них написана главная партия, во втором – связующая, в третьем – побочная. Она наделена славянскими чертами: трехтактовое строение, характерные обороты. Кода, завершающая финал, исполнена радостного оживления.

Первую часть квартета Равель представил в консерватории на экзамен. У членов комиссии она особого восторга не вызвала – в ней усмотрели «отсутствие простоты» и даже «тягостность». В противоположность столь суровым оценкам консерваторских мэтров, публика очень тепло приняла Квартет, который впервые прозвучал в марте 1904 г. Критики сопоставляли его со Струнным квартетом Клода Дебюсси, однако эти произведения имели не так уж много «точек пересечения» – каждый из композиторов обладал индивидуальным творческим обликом и по-своему трактовал жанр струнного квартета. Лишь в одном выразилось сходство: как для Дебюсси, так и для Равеля первый струнный квартет остался единственным. Однако именно с этим произведением связан момент наибольшего личного сближения двух композиторов: Равель делился с Дебюсси своими сомнениями, вызванными неприятием со стороны консерваторских кругов. «Во имя богов музыки и из уважения ко мне, не меняйте ничего из того, что вы написали в своем квартете», – таков был ответ Клода Дебюсси. Не менее высоко оценил произведение Венсан д’Энди. Этот композитор и музыкальный критик не был щедр на похвалу, но применительно к Квартету Равеля он заметил, что немногим композиторам удавалось достичь подобного мастерства.

Противоречивые суждения вызвала российская премьера Квартета. Один из критиков назвал его «анархическим» и признался, что испытывал желание попросить музыкантов «не мешать друг другу и сыграть свои партии отдельно». Другие рецензенты усматривали «оргию диссонансов», «отрицание законов благозвучия». И всё же в целом произведение имело успех и заняло достойное место в репертуаре струнных квартетов.

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова