Равель. «Игра воды»
Jeux d’eau
24.09.2015 в 16:44.Фортепианную пьесу «Игра воды» Морис Равель создал в 1901 г. – по прошествии двух лет после «Паваны на смерть инфанты», но различие между этими произведениями велико. В «Игре воды» композитор обращается к живописной виртуозности, идущей от традиций Ференца Листа, можно даже провести параллель с листовской пьесой «Фонтаны виллы д’Эсте». По словам Равеля, это произведение навеяно «музыкальными звуками, слышимыми в фонтанах, водопадах и ручьях». Одушевленность музыкального пейзажа подчеркивается эпиграфом, позаимствованным из произведения французского поэта Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над водой, которая его щекочет».
Пианистом-виртуозом Равель не был, но это не помешало ему создать пьесу, которую музыковед Арнольд Альшванг совершенно обоснованно назвал «энциклопедией пианистической фактуры современной музыки». Главную роль играют арпеджированные пассажи, что вполне соответствует программному содержанию пьесы, но необычные последовательности интервалов – кварт, квинт и терций – создают некоторую диссонантность, впрочем, очень мягкую.
Форма пьесы – сонатная, что кажется весьма необычным для пейзажной зарисовки в импрессионистском духе. Впрочем, между темами нет тонального контраста, присущего сонатной форме в ее классическом варианте. Первая тема целиком построена на «струящихся» пассажах, приобретающим прозрачно-хрустальную звучность в высоком регистре. Вторую тему – пентатоническую – сопровождают секунды. В дальнейшем фактура тем постоянно обогащается и обновляется: регистровые контрасты, выделение мелодии на фоне движения тридцать вторыми. Обновление фактуры продолжается и в репризе: возникает органный пункт, далее следует краткая, но блестящая каденция, примечательная своими политональными сочетаниями: на фа-диез-мажорное трезвучие в левой руке накладывается соль-мажорный ломаный аккорд в правой. Во второй теме секунды излагаются уже не шестнадцатыми, а тридцать вторыми, а охватываемый этим движением диапазон расширяется до двух октав. Завершается пьеса переливающимися арпеджио, которые строятся на септаккордах.
«Игра воды», генетически связанная с романтическим пианизмом Ференца Листа, одновременно знаменовала собой рождение нового фортепианного стиля. Не всеми современниками пьеса была оценена по достоинству – например, Камиль Сен-Санс усматривал в ней «тональную какофонию», и даже Габриэль Форе, наставник Равеля, был поначалу озадачен ею, но потом он полюбил «Игру воды» и нередко просил Равеля ее сыграть.