Опера Винченцо Беллини «Пуритане»

12.01.2011 в 13:04.
Опера Винченцо Беллини «Пуритане». Постер Рафала Ольбиньского

Опера-сериа в трех частях; либретто К. Пеполи по драме «Круглоголовые и рыцари» Ж. А. Ансело и Ж. Кс. Б. Сэнтина (по В. Скотту).
Первая постановка: Париж, «Театр итальен», 24 января 1835 года.

Действующие лица:

лорд Уолтер Валтон (бас), сэр Ричард Форт (баритон), сэр Джордж (бас), лорд Артур Тальбо (тенор), сэр Бруно Робертсон (тенор), Генриетта Французская (сопрано), Эльвира (сопрано), солдаты Кромвеля, герольды, оруженосцы лорда Артура и Валтона, пуритане, барышни, пажи, слуги.

Действие происходит в Англии, во времена Оливера Кромвеля.

Часть первая. Пуританская крепость в Плимуте. Под звуки трубы и барабана собираются солдаты Кромвеля. Сегодня состоится свадьба Эльвиры, дочери владельца замка лорда Валтона. Сэр Ричард Форт оплакивает свою погибшую любовь. Сэр Робертсон напоминает ему о его долге предводителя войск пуритан, призванного разгромить войска Стюартов. Но Ричард безутешен («Ah, per sempre io te perdei»; «Ах, навеки я вас утратил»).

Покои Эльвиры. Сэр Джордж, дядя Эльвиры, радует девушку вестью, что отец согласился на ее брак с Артуром Тальбо, которого она любит. Влюбленные вскоре должны отправиться в церковь, получив у сэра Валтона охранную грамоту, которая позволит им выйти из крепости. Сам же сэр Валтон не может присутствовать на венчании, так как должен сопровождать благородную узницу, лазутчицу Стюартов. Оставшись на мгновение наедине в ней, Артур узнает ее имя: это прекрасная Генриетта, вдова Карла I Стюарта и дочь французского короля Генриха IV. Артур готов ей помочь, так как втайне сочувствует Стюартам.

Возвращается Эльвира, неся свадебную фату. Она спрашивает у Генриетты, как следует надеть ее. Та примеряет фату, а Эльвира на минуту удаляется, Артуру приходит идея: он предлагает королеве не снимать фаты, покрывающей лицо, и неузнанной выйти с ним из крепости. Генриетта колеблется. В этот момент появляется Ричард, бросающий вызов Артуру. Они начинают биться, Генриетта пытается их остановить, фата падает с ее головы. Ричард, увидев, что это не Эльвира, решает помочь им бежать (дуэт-терцет «Ferma. In van rapir pretendi»; «Нет, напрасно, враг лукавый»). Артур быстро удаляется с королевой. Входит Эльвира со свитой. От Ричарда она узнает правду. Все требуют преследования беглецов. Эльвира в отчаянье зовет жениха (соло с хором «Oh, vieni al tempio»; «Скорее к храму»).

Часть вторая. Зал в крепости. Ее обитатели оплакивают участь Эльвиры («Ah dolor! Ah, terror!»; «О страшное горе!»). Джордж рассказывает, что ум девушки помрачен, она бредит, воображает себя в церкви, в других чудится ей Артур (с хором «Cinta di fiori»; «То вся в цветах»). Ричард приносит смертный приговор, вынесенный Артуру парламентом. Вслед затем выходит Эльвира, в ее поведении — явные признаки безумия («О, rendemi la speme»; «Мне надежду возвратите»). Подавленное настроение сменяется у нее восторженным (соло с хором «Qui la voce sua suave»; «Здесь Артура голос чудный»). Наконец она удаляется среди всеобщего сочувствия. Джордж предлагает Ричарду спасти Артура, умерив свою ревность: всю жизнь его будет мучить совесть, если он станет причиной смерти двух влюбленных (дуэт «II rival salvar tu dei»; «Но врага спасти ты должен»). Труба зовет их к бою («Suoni la tromba»; «Лишь зов трубы»).

Часть третья. Сад и роща под окнами покоев Эльвиры. Вбегает закутанный в плащ Артур («Son salvo»; «Спасен я»), В окнах замка мелькает Эльвира, она поет ту же песню, что когда-то пела Артуру («А un fonte afflitto е solo»; «У источника печальный»), Артур, подобно эху, подхватывает песню. Затем он зовет Эльвиру («Согге a valle»; «Через горы и долины»), которая выходит на его зов, и Артур бросается к ее ногам. В помраченном уме девушки вспыхивает воспоминание: она спрашивает, кто была та незнакомка. Артур открывает ей правду: он хотел спасти женщину от смерти, единственная же его любовь — Эльвира. Влюбленные клянутся друг другу в верности («Arturo? Si, e desso»; «Артур мой! Ты? Ужели?»). Внезапно Артура окружают солдаты, и Ричард сообщает ему о смертном приговоре. Эльвира решает умереть с любимым (ансамбль «Credeasi, misera!»; «Мысль, что изменник я»). Но тут приходит известие об окончательной победе Кромвеля и о прощении всех приговоренных.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Винченцо Беллини

В 1833 году Винченцо Беллини приехал в Париж, где был весьма благосклонно принят в музыкальных и литературных кругах. И если самым прославленным и солидным театром французской столицы был «Гранд-Опера», то самым элегантным считался Итальянский театр. В репертуаре этого театра оперы Беллини появились с 1831 года — «Пират», «Чужестранка», «Сомнамбула» — теперь же композитор ведет с его дирекцией переговоры о создании новой оперы.

В Париже в то время жил только один итальянский поэт — Карло Пеполи, с ним и начинает сотрудничество Беллини. К.Пеполи предложил композитору несколько сюжетов, и тот остановил свой выбор на драме французских писателей Ф.Ансело и К. Б. Сэнтина «Круглоголовые и рыцари», действие которой происходило во времена Английской революции (рыцарями (кавалерами) называли роялистов, а «круглоголовыми» презрительно именовали их противников-пуритан).

В процессе работы над оперой выяснилось, что К.Пеполи, будучи прекрасным поэтом, не может быть хорошим либреттистом, что требования оперного жанра не вполне понятны ему — и это приводило к многочисленным спорам между Беллини и К.Пеполи. Во время одного из них композитор удивил поэта таким заявлением: «Хорошая музыкальная драма — это нечто такое, что не имеет здравого смысла». Впрочем, либретто оперы, получившей название «Пуритане», действительно в чем-то грешит против здравого смысла: К.Пеполи первоначально озаглавил произведение «Шотландские пуритане» — в то время как действие происходит в Плимуте, и заглавие композитор изменил.

На фоне событий Английской революции разворачивается интрига с традиционным любовным треугольником и конфликтом между чувством и долгом: предводитель пуритан лорд Уолтер Уолтон обещал выдать свою дочь Эльвиру замуж за своего соратника Риккардо (Ричарда), но в конце концов поддается уговорам и разрешает девушке соединиться с ее возлюбленным Артуро — роялистом. Артуро же перед свадьбой покидает невесту, чтобы помочь бежать Генриетте — жене казненного короля Карла I, содержащейся в замке Уолтона в качестве узницы, а Риккардо позволяет им скрыться, радуясь исчезновению счастливого соперника. Страдающая Эльвира впадает в безумие. Несколько искусственным выглядит счастливый финал: после разгрома сторонников королевской власти все роялисты помилованы, спасен от казни Артуро, к Эльвире возвращается рассудок — и ничто более не помешает счастью влюбленных.

Оперу «Пуритане» Беллини создавал в расчете на певцов самого высокого уровня. Например, тенор Джованни Баттиста Рубини, для которого предназначалась роль Артуро, обладал гибким голосом героического тембра и был способен брать самые высокие ноты — это идеально подходило для образа мятущегося между любовью и долгом романтического героя. Не менее блистательны были и другие исполнители — сопрано Джулия Гризли, баритон Антонио Тамбурини, бас Луиджи Лабланки. Возможности этих исполнителей позволили композитору создать предельно сложные вокальные мелодии — даже в баритоновой партии Риккардо есть колоратурные арии, а тенору приходится брать не только верхнее ре, но и верхнее фа. «Не пощадил» композитор и сопрано — в особенности в сцене безумия Эльвиры, заставляющей вспомнить об аналогичной арии Имоджене в «Пирате» самого Беллини и предвосхищающей безумие заглавной героини в «Лючии де Ламмермур» Г. Доницетти. Начинаясь без особой виртуозности, с изяществом и даже с оттенком танцевальности, эта сцена развивается до «крика» на предельно высоких звуках.

Драматичность и даже трагичность центральных героев оттеняет образ благодушного и веселого Джорджио — дядюшки Эльвиры. Но и этого героя, заставляющего вспомнить о персонажах оперы-буффа, захватывают «политические бури»: во втором акте он вместе с Риккардо клянется сражаться против роялистов в решительно-героическом дуэте «Лишь зов трубы».

Но при всей своей эффектности сольные партии разворачиваются чаще всего «в обрамлении» хора (к чему, несомненно, располагает, исторический сюжет). Но, несмотря на такие бушующие страсти — и любовные, и политические — в опере «Пуритане» находится место и для жанровых эпизодов — такова, например, изящная ария Эльвиры с фатой.

Опера «Пуритане» вызвала всеобщий восторг — даже на первой оркестровой репетиции певцы и музыканты аплодировали композитору. Не менее благосклонно приняла оперу публика на премьере, которая прошла в Итальянском театре в конце января 1835 года: зрители рыдали во время сцены безумия Эльвиры, а после дуэта Джорджио и Риккардо, по воспоминаниям автора, «дамы махали платочками, мужчины бросали в воздух шляпы», требуя исполнить дуэт на бис. За два месяца было дано семнадцать спектаклей, а исполнение «Пуритан» на закрытии сезона обернулось чествованием Винченцо Беллини с огромным количеством цветов и венков.

«Пуритане» стали последней оперой Винченцо Беллини — через несколько месяцев после премьеры композитор умер.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова