Прокофьев. Соната для фортепиано No. 3
Piano Sonata No. 3 (a-moll), Op. 28
04.09.2014 в 20:52.Сонату № 3 ля минор Сергей Сергеевич Прокофьев снабдил подзаголовком «Из старых тетрадей». Композитор имел в виду, что основой этого произведения стало сочинение более раннее, написанное в юности – в 1907 г., в пору обучения в консерватории. Прокофьеву было всего шестнадцать лет – сочинения того времени он именовал впоследствии «задорными опытами юности». Та юношеская соната была одночастной – и осталась таковой после переработки, общая структура и основные темы тоже были сохранены. Изменению подверглись в основном разработка, реприза и кода.
В преображенном виде произведение было завершено в 1917 г. – следовательно, Соната № 3 отделена от юношеского сочинения, ставшего ее прообразом, десятью годами. За это время произошло многое – претерпело изменения мироощущение автора (это было связано не только с тем, что человек повзрослел, но и с бурными событиями эпохи – шла Первая мировая война), он приобрел композиторский опыт (были созданы две фортепианные сонаты и три фортепианных концерта, множество пьес, включая «Сарказмы» и «Мимолетности», опера «Маддалена», Классическая симфония и другие). Гармония приобрела характерную для Прокофьева остроту – и эта черта тоже отличает Третью сонату от ее ученического прообраза. Изменения были связаны и с усилением виртуозности – соната стала блестящим концертным произведением (по этой причине сам Прокофьев именовал ее «шикарной»).
Говоря о Сонате № 3, композитор Николай Яковлевич Мясковский отмечал ее страстность, пылкость и «пафос молодой самоутверждающейся воли».
Соната № 3 – самая краткая из прокофьевских фортепианных сонат, длительность звучания этого одночастного произведения не превышает семи с половиной минут. Но эта лаконичность не препятствует предельной насыщенности сонаты контрастными образами – в ней есть и динамизм, и напористость, и лирическое песенное начало. По форме она близка романтическим сонатам-поэмам. Борис Асафьев отмечает блестящее воплощение принципа одночастности – всё произведение пронизано целеустремленным движением, придающим ему цельность, а динамика контрастов, раскрывающихся в этом движении, составляет сущность сонатной формы.
Напряженное, активное триольное «бурление» открывает сонату. На этом фоне волевое восходящее движение по трезвучию подготавливает главную партию с ее призывными интонациям, подобными сигналам трубы. На сходном музыкальном материале строится и связующая партия, примыкающая к главной непосредственно. Обеим темам контрастирует побочная партия, появление которой подготавливается постепенным замедлением темпа и ослаблением «натиска» волевых, напористых интонаций. Побочная партия, излагаемая в умеренном темпе, исполнена нежности. Появлению простой песенной темы в тональности до мажор предшествует краткий вступительный раздел, состоящий из четырех тактов, он построен на спокойном поступенном движении. Побочная партия невелика по объему – всего двадцать тактов, но производит впечатление своей лирической непосредственностью. Ее национальная русская природа очевидна, хотя композитор и не цитирует здесь ни подлинных народных мелодий, ни отдельных фольклорных оборотов – национальный характер темы выражен в ее песенном складе и уравновешенности. Фактурные особенности побочной партии сохраняются и в заключительной, которая благодаря этому воспринимается как ее закономерное продолжение, но образный строй ее оказывается иным – в заключительной партии присутствует оттенок торжественности. Экспозиция четко отделена от последующего развития устойчивым завершением на мажорном трезвучии.
Относительно спокойному завершению экспозиции контрастирует вихревое начало разработки. Все образные контрасты в ней обостряются до предела. Начинается разработка с активных интонаций главной партии, но в дальнейшем развитию подвергаются в основном элементы побочной и – в меньшей степени – заключительной. Напевные интонации побочной партии превращаются в возбужденный крик, а в кульминации эта тема звучит властно и утвердительно, а мощная фактура ассоциируется с оркестровым звучанием.
Четкой грани между репризой и разработкой провести нельзя, что нетипично для Прокофьева – в продолжающемся стремительном движении несутся интонации связующей партии. Именно она развивается в репризе наряду с побочной, а главная даже не появляется. Побочная приобретает тревожный характер – лирические образы окончательно уступают место действенным и активным.
Сонату № 3 Сергей Сергеевич Прокофьев впервые представил публике в апреле 1918 г. на фортепианном вечере, который состоялся в Петрограде. Это произошло незадолго до того, как композитор надолго покинул родную страну. В том же году произведение было издано.
Соната № 3 ля минор с ее новаторским для своего времени пианизмом и по сей день не теряет своей привлекательности для исполнителей и вызывает интерес у публики. Она стала одним из наиболее часто исполняемых фортепианных произведений Сергея Сергеевича Прокофьева.