Программа
12.01.2011 в 11:28.Это, как всем известно, перечень того, что будет исполняться. Но, если хотите, могу вас посвятить в некоторые подробности составления программы.
Все зависит от того, какова цель концерта и что для музыканта главное. В одних случаях в центре внимания находится какой-то один композитор, его творчество. Соответственно программу составляют только его сочинения. Такие программы называются монографическими. Они чаще всего звучат в связи с памятными датами рождения или смерти композитора.
В других случаях исполнитель хочет познакомить публику с неизвестными или редко исполняемыми сочинениями. Такие программы носят познавательный, просветительский характер. Нередко в них включаются премьеры и под названием указывается: «Первое исполнение».
Бывают программы тематические. Например, вечер вальса, цыганского романса, произведений разных композиторов на стихи одного поэта и др. А есть исполнители-виртуозы, которые составляют программу так, чтобы блеснуть своим техническим мастерством.
Однако наиболее творческие музыканты стараются исполнять те произведения, которые им наиболее дороги и которые, как они чувствуют, могут о многом рассказать слушателю.
Обычно, стараясь привлечь разных любителей музыки, строят программу так, чтобы в ней было и хорошо известное классическое сочинение, и новое, и такое, в котором бы показал свое мастерство солист. Есть и общий закон для построения программ: самые эффектные и ярко эмоциональные произведения оставляют на конец.
Постоянные посетители концертов часто вписывают в программу сочинения, которые исполняются на бис. Многие хранят программки. Некоторые из таких комплектов попадают потом, через много лет, в архивы и музеи, становятся ценными свидетельствами культурной жизни своей эпохи.
В музыке есть еще одно значение слова «программа». Сочиняя инструментальное произведение, автор нередко представляет себе какой-то сюжет. Иногда он сообщает об этом слушателям в названии произведения или в пояснении к нему, а бывает, что программа остается в записных книжках композитора или в его письмах к друзьям.
М. Г. Рыцарева