Леонтина Прайс
04.12.2010 в 13:36.Жизнь представителей чернокожей расы в США никогда не была легкой. Но певица Леонтина Прайс обладала и талантом, и достаточной силой духа, чтобы преодолеть все трудности и стать одной из самых известных сопрано Америки.
Родина певицы — Лорел, маленький город, расположенный в штате Миссисипи. Отец ее работал на лесопилке. В свободное время и мать, и отец Леонтины пели в церковном хоре, и девочка ходила на репетиции вместе с ними. Благодаря этому она с малолетства приобщилась к музыке, сама с удовольствием пела. Семья была далеко не богатой, экономили на всем — кроме образования дочери. С пятилетнего возраста Леонтина обучалась игре на фортепиано, в юности отправилась в Уилберфорс, чтобы учиться в колледже. Во время учебы она часто выступала на музыкальных вечерах, за что даже получила особую премию при завершении учебы.
Но вот учеба в колледже завершена — что же дальше? У девушки из бедной негритянской семьи было не так уж много шансов чего-то добиться в жизни, но Леонтине неожиданно повезло: на девушку, обладавшую прекрасным голосом, обратило внимание некое богатое семейство. Так Прайс получила стипендию, позволившую ей учиться в одном из лучших музыкальных учебных заведений Америки — в Джульярдской школе.
Уже в студенческие годы ее незаурядная вокальная одаренность была очевидна всем, кто ее слышал. Исполнение Леонтиной арии Дидоны из оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» привело декана в такой восторг, что он предрек певице всемирную славу. Но особую роль сыграла в ее жизни встреча с американским композитором Вирджилом Томсоном. В то время готовилась премьера его комической оперы «Четверо святых», и автор был озабочен поисками исполнительницы центральной женской партии. Услышав на студенческом концерте Леонтину, композитор понял, что это именно та певица, которая нужна для его произведения.
Успешный дебют в опере Томсона открыл певице путь на Бродвей, где она начала петь в 1952 году. Там на нее обратил внимание брат композитора Джорджа Гершвина, благодаря чему она была приглашена на роль Бесс в опере «Порги и Бесс». Критики высоко оценили выступление певицы, называя ее голос «ярким» и «сияющим», отмечая его тембровое богатство.
С этого началось триумфальное восхождение Леонтины Прайс. В составе оперной труппы, представляющей «Порги и Бесс», она гастролировала по городам США, а затем и за границей — в Германии, Великобритании, Франции, и везде ей сопутствовал успех. Композитор Самуэль Барбер специально для нее, с учетом особенностей ее голоса создал вокальный цикл под заглавием «Песни отшельника», который артистка исполнила в Нью-Йорке в 1954 году. Вскоре она выступила с Филадельфийским оркестром, а потом и с другими прославленными исполнительскими коллективами США.
Голос Леонтины Прайс был предназначен для оперной сцены самой судьбой, но увы — в Метрополитен-опера в те годы никто не желал видеть чернокожих певцов. Единственная область музыки, где представителей этой расы воспринимали тогда без проблем — это джаз. Прайс задумывалась о нем, но всё же любовь к академической музыке победила.
И вот удача улыбнулась ей: певица была приглашена на заглавную роль в телевизионную постановку «Тоски». После блестящего исполнения этой партии последовали другие телеспектакли: «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и наконец — приглашение в оперный театр Сан-Франциско, где певица исполнила одну из партий в «Диалогах кармелиток». Это произошло в 1957 году, а в следующем году Прайс блестяще спела партию Аиды в Вене, Лондоне и Вероне. Критики с восторгом писали о сочетании «теплоты и страстности Ренаты Тебальди» и «отточенности деталей Леони Ризанек».
И вот, наконец, дебют в «Метрополитен-опера» — в 1961 году публика прославленного нью-йоркского театра рукоплескала Прайс, исполнившей партию Леоноры в «Трубадуре». Последовали другие партии — Лиу в «Турандот», Аида, Тоска, Ариадна в «Ариадне на Наксосе» и другие. А что же расовая принадлежность — мешала ли она певице? Сама Леонтина Прайс признавалась, что испытывает некоторые неудобства из-за своего цвета кожи, выступая в опере — чувствовать себя в полной мере естественно на оперной сцене она могла только в партии Аиды, ведь эта героиня принадлежит к той же расе, что и она, а вот о Дездемоне, например, этого сказать нельзя. Но подобные проблемы возникали только в спектаклях, из-за чего сценический репертуар певицы был не так обширен, как хотелось бы. Но гораздо больше было опер, в записи которых участвовала Прайс — ведь при осуществлении записи внешние данные певцов значения не имеют. И, конечно, цвет кожи не смущал поклонников певицы — для них имел значение только ее прекрасный голос. Записей она осуществила немало — одну только оперу «Трубадур» она записывала три раза. В одной из записей в числе партнеров певицы был Пласидо Доминго.
В последующие годы Леонтина Прайс покоряла публику в разных городах мира, в том числе и в Москве, где она выступила в 1964 году с труппой театра «Ла Скала», приняв участие в исполнении Реквиема Джузеппе Верди (дирижировал Герберт фон Караян).
С 1985 года Леонтина Прайс больше не пела в опере, но еще двенадцать лет концертировала с различными оркестрами, прежде чем полностью завершила сценическую карьеру.
Выдающиеся достижения певицы отмечены медалью Спингарна, премией «Грэмми» и другими наградами.