Последние дни в Нуазе
Глава №8 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПредисловие Стефана Оделя к французскому изданию. Перевод Ж. Грушанской
Беседы с Франсисом Пуленком, которые составляют эту книгу, передавались по радио Сюисс-Романд, благодаря любезности работников которого они смогли быть изданы. Первые шесть бесед состоялись в 1953 году, и этим объясняется то, что в них не упоминаются такие значительные произведения, как «Диалоги кармелиток» или «Человеческий голос» — к тому времени они еще не родились; остальные восемь — в 1955 и 1962 годах. За ними должны были последовать еще четыре новых передачи, посвященные Сергею Дягилеву, Ванде Ландовской, Шенбергу, Веберну и Альбану Бергу и, наконец, музыкальному театру. Запись была назначена на 30 января 1963 года, день, который стал днем смерти Франсиса Пуленка. Его внезапная кончина помешала осуществить замысел, который он так тщательно, по своему обыкновению, обдумал и подготовил в начале января у себя дома в Нуазе, в Турени. Мог ли я предположить, когда находился у него в это время, что окажусь последним из его друзей, который пользовался его широким гостеприимством. Это грустное преимущество, увы, нисколько не утешает! Для тех, кто знал его близко, имя Франсиса Пуленка связано с «Большим Холмом», прекрасным домом, построенным в XVIII веке, где все было так продуманно благоустроенно, комфортабельно и уютно. Пуленк находил в этом доме покой и тишину, благоприятствовавшие его работе.
«Большой Холм» прислонился к невысокой скалистой горе, изъеденной древними глубокими пещерами, в которых, возможно, когда-то жили люди. Большие окна дома выходят на террасу, нависающую над французским парком. С правой стороны — оранжерея, которая служит летней столовой, с левой — столетние липы, одаряющие в жаркие дни тенью и прохладой, а прямо перед» террасой— нижний сад с грядками овощей, виноградником, дающим легкое золотистое вино, и, главное, с цветами, изобилием цветов.
Внутреннее убранство дома отражало безупречный вкус его хозяина. Каждый предмет из мебели, каждая картина, каждая безделушка были заботливо подобраны и размещены так, что в целом создавали впечатление полной гармонии. Богатейшая библиотека с множеством книг по искусству и редких изданий ничуть не уступала дискотеке, разнообразие которой свидетельствовало об эклектизме Пуленка.
Большой кабинет, где находились рядом пианино и рояль, уставленный фотографиями друзей, украшал огромный камин. Когда наступал вечер, в нем пылали, весело потрескивая, поленья. Из электропроигрывателя лились вокальные и оркестровые звучания, а Франсис, опустившись в глубокое кресло, следил по партитурам за операми Верди, Пуччини, симфониями Малера, Хиндемита, концертами Бартока, де Фальи, Дебюсси, Шабрие (его дорогого Шабрие!), Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, произведениями венских додекафонистов.