Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)
Глава №96 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНесколько позже (цифра 26) появляется тема любви — нисходящая мелодия, приобретающая особо важное значение. Этот лейтмотив неоднократно звучит на протяжении оперы, как светлое видение, воспоминание о прошлых счастливых днях, возникает в трагическом финале произведения (цифра 104).
Волнообразная форма мелодии (вершина, спад, подъем к вершине), ее интонационное строение напоминают побочную партию первой части Шестой симфонии Чайковского; очевидно также родство характера звучания тем:
<нотный пример № 56>
Близость к Шестой симфонии Чайковского ощутима и в следующем примере, почти буквально повторяющем начальный такт ее финала:
<нотный пример № 57>
Из светлых тем оперы можно выделить еще одну — небольшое гармоническое построение хорального типа, звучащее очень мягко и спокойно, умиротворяюще:
<нотный пример № 58>
Приведенным выше лейтмотивам противостоит несколько других тем совершенно иного облика, характеризующих ту силу, которая раздавила и сломала жизнь Женщины. Две из них звучат в оркестровом вступлении, остальные короткие мотивы и гармонические интонации возникают по мере развития действия. Начальная тема вступления в опере больше не встречается, кое-где (цифра 29, пятый такт цифры 72, 81) мелькают лишь ее отдаленные ритмические и мелодические интонации.