Полифония

12.01.2011 в 10:59.

Буквально это значит многозвучие, многоголосие. И хотя в музыке мы, как правило, слышим много звуков, много голосов, тем не менее не всегда она полифо- нична. В чем тут дело?

Полифония — это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны. Каждый из них ведет одинаково важную мелодию. Нет главных и подчиненных. Полная демократия.

Однако демократия вещь не простая. Хотя она и предполагает свободу проявлений, в ней должен быть порядок. Иначе голоса друг друга просто не услышат. Поэтому полифоническую музыку чаще сочиняют по правилам. Это облегчает не столько сочинение, сколько восприятие.

Наиболее распространенное и удобное правило в полифонии — это имитация. Собственно с нее-то все и началось. Вы знаете, что имитация — это подражание, подделывание, подделка. Один голос пропел или проиграл небольшую мелодическую тему. Другой ее повторил. Вот вам и имитация. На этом и строится большинство полифонических произведений. Понятно, что все не так примитивно. Во-первых, голосов может быть сколько угодно (хоть весь оркестр или хор). Во-вторых, голос, который тему уже исполнил, не замолкает. Он продолжает свою линию — более корректно, меньше привлекая к себе внимание, как бы отойдя в тень. Эта музыка второго плана называется противосложением. Через некоторое время, когда все голоса выскажутся, первый голос вновь берет слово, то есть проводит тему. Так происходит неоднократно: голоса вступают в любом порядке, звучат, на какое-то время смолкают, чтобы вновь вступить в разговор.

Разумеется, если просто механически все это повторять — получится скучища, которую раз услышишь и больше не захочешь. Интерес заключается в том, что основную тему голоса каждый раз проводят по-новому: в других тональностях, ладах, ритмах, с новыми противосложениями, то выше, то ниже противосложения, отчего все вместе получается весьма затейливо и даже увлекательно. Более того, никто не возбраняет использовать несколько тем и проводить их не только последовательно одну за другой, но и соединять в разных комбинациях до бесконечности.

Вообще более или менее сложные полифонические формы подобны архитектурным конструкциям. И для тех, кто любит строить, чувствует объем, пространство, — полифоническая музыка должна быть особенно привлекательна своей стройностью, логичностью, целесообразностью, рационалистичностью. Это не значит, что полифоническая музыка заумная, сухая и относится более к математике, чем к искусству. Она более сдержанная и строгая, это верно. Но за этой внешней собранностью кипят страсти, провозглашаются дерзновенные идеи, живет высокий человеческий дух. Герой этой музыки размышляет, наслаждается, неистовствует, шутит, мечтает…

Где можно услышать полифонию? В фуге И. С. Баха и вдуховном хоровом концерте Д. С. Бортнянского, в сонате Л. Бетховена и в симфонии Д. Д. Шостаковича, в опере И. Ф. Стравинского и в песне Дж. Леннона. Были и популярны до сих пор специальные полифонические жанры: мотет, ричеркар, пассакалья, чакона, фуга, инвенция. Но композиторы широко пользуются полифонией и в любых других жанрах, если этого требует внутренний сюжет музыкального произведения.

Полифония в музыке, как нетрудно увидеть, отражает самую что ни на есть типичнейшую жизненную ситуацию во взаимоотношениях людей. Сколько людей, столько интересов, судеб, линий поведения. Они существуют параллельно, часто переплетаясь, сталкиваясь, противореча друг другу. Поэтому полифония в широком смысле этого слова свойственна не только музыке. Полифоничны романы, пьесы, кинофильмы — все, что пытается запечатлеть жизнь людей в ее полноте и сложности. Вот почему, как бы ни менялись в музыке эпохи и стили, роль полифонии не только не ослабевает, но и расширяется, приобретая новые формы.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова