Pizzicato, пиццикaто

17.09.2011 в 11:31.

Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz., то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки.

Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания народным инструментам. Лядов в «Плясовой» для оркестра ввел пиццикато струнных, чтобы изобразить игру балалайки. Римский-Корсаков в «Испанском каприччио» имитировал таким образом звучание гитары.

Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания, а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный, призрачный колорит.

Полька-пиццикато братьев Иоганна и Йозефа Штраусов потому так и называется, что струнные все время играют в ней пиццикато.

Л. В. Михеева


Это щипание струн. Звук получается легкий, воздушный, загадочный. На таких инструментах, как арфа, лютня или гитара (их называют струнными щипковыми), можно играть только пиццикато. В джазе на контрабасе тоже играют только пиццикато. А вот на струнных смычковых — скрипке, альте, виолончели, где в основном играют смычком, пиццикато звучит как особый, очень выразительный прием. Так, целиком пиццикато исполняется «таинственное» скерцо из Четвертой симфонии П. И. Чайковского.

Благодаря впечатлению легкости, «прыгучести» пиццикато его часто использовали в классическом балете. Этот прием ассоциируется с легким бегом балерины на пуантах. Поэтому в балетах есть отдельные фрагменты, которые так и называются пиццикато, как, например, в балете А. К. Глазунова «Раймонда».

М. Г. Рыцарева

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова