Опера Винченцо Беллини «Пират»
12.01.2011 в 11:59.Опера итальянского композитора Беллини (1827, Милан), в 2 д. Либретто Романи по мотивам трагедии Ч. Мэтьюрина "Бертрам".
Главные персонажи: Гуальтьеро (тенор), Имоджене (сопрано), Эрнесто (баритон), Гоффредо (бас), Итульбо (тенор), Аделе (меццо-сопрано).
Сицилия, 13 век. Граф Гуальтьеро Монтальти в результате дворцовых распрей вынужден покинуть родину. Он становится пиратом. Его невеста Имоджене, считая графа погибшим, выходит замуж за Эрнесто, герцога Калабрийского (злейшего врага Гуальтьеро), ради освобождения отца, содержащегося в тюрьме.Спустя много лет пиратский корабль Гуальтьеро разбивается о скалы. Спастись удалось немногим, среди них Гуальтьеро и его верный друг Итульбо. Вновь Гуальтьеро оказывается в родных краях. Здесь встречает он старого воспитателя Гоффредо, ставшего отшельником. Тот скрывает от него, что Имоджене стала женой Эрнесто. Появляется Имоджене со своей придворной дамой Аделе. Она хочет помочь несчастным, пострадавшим от крушения. Гуальтьеро узнает возлюбленную. Встреча не приносит ему радости — она жена врага, у нее сын. Гуальтьеро укоряет возлюбленную в измене, та пытается объяснить ему, что спасала отца. Она сама страдает...
На берегу моря Имоджене ждет Гуальтьеро, чтобы проститься. Тот умоляет ее бежать с ним. Свидетелем их свидания оказывается Эрнесто. Вспыхнувшая между врагами ссора приводит к дуэли. Эрнесто погибает. Гуальтьеро должны осудить на смерть. Он бросается со скалы в море и погибает. Имоджене сходит с ума.
Ранняя опера Беллини, принесшая большой успех автору. Отличается яркой мелодикой и романтической приподнятостью образов. Русская премьера состоялась в 1837 году в Большом театре (партию Гуальтьеро пел Бантышев). В 20 веке опера сохраняла популярность. В 50-х гг. в партии Имоджене блистала Каллас. В 1989 поставлена в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (дир. Колобов).
Дискография: CD — EMI. Дир. Решиньо, Гуальтьеро (Ферраро), Имоджена (Каллас), Эрнесто (Эго) — EMI. Дир. Гаваццени, Гуальтьеро (Марта), Имоджена (Кабалье), Эрнесто (Каппуччилли).
Е. Цодоков
Успешная премьера оперы Винченцо Беллини «Бьянка и Джернандо», состоявшаяся в 1824 году в театре «Сан-Карло» в Неаполе, открыла молодому композитору — по рекомендации Д.Барбайя, известного импресарио — путь в миланский театр «Ла Скала». Там — в Милане — состоялось знакомство композитора с Феличе Романи, который считался тогда лучшим либреттистом Италии — его даже сравнивали с самим Метастазио, чьи либретто тогда почитались образцовыми! Поэт сразу почувствовал, в чем нуждается Беллини — по его словам, он нуждался в поэзии и драме, «не испорченной дурным вкусом». Впоследствии Ф.Романи создавал литературные тексты для нескольких произведений Беллини, но первым результатом их сотрудничества стала опера «Пират».
Композитор и либреттист обратили взоры на трагедию «Бертрам, или Замок святого Альдебранда». Автор ее — английский писатель-романтик Ч.Мэтьюрин — был в то время весьма популярен в Европе, в особенности его роман «Мельмот-скиталец». Особенно привлекло В.Беллини то, что действие этой пьесы происходит в Сицилии — ведь то была его родина.
Работая над «Пиратом» в течение пяти месяцев, отведенных на создание оперы, Беллини понимал, что результатами этого труда определяется его будущее — и потому работал с особым рвением, запретив допускать к нему кого бы то ни было (однажды привратница не пустила даже Ф.Романи). Уже тогда он применял особую систему: заучивая наизусть текст, он громко его декламировал, внимательно следя за изменениями своих голосовых интонаций — и на их основе композитор выстраивал мелодии. По признанию самого Беллини, вдохновляли его «стихи, а не ситуации»
В опере «Пират» присутствуют черты, которые в дальнейшем будут определять не только творческий облик Беллини, но и облик итальянского оперного искусства в XIX столетии в целом. Опера начинается картиной бури — подобные эпизоды будут в заключительном действии «Пуритан» самого Беллини, а также в начале вердиевского «Отелло». Со сценой безумия в финале «Пирата» перекликаются сходные моменты в «Сомнамбуле» или в «Пуританах», а также «Макбете» Дж. Верди, «Лючии де Ламмермур» Г. Доницетти.
Здесь появляется определенный тип романтического героя-тенора — мужественный, честный, загадочный и несчастный, вынужденный скрывать свое благородное происхождение под маской отвергаемого обществом человека (в данном случае — пирата). Общему тону произведения присущи напряженность, романтическая страстность, а вокальные партии достаточно сложны и эффектны. Так, энергичная каватина Гуальтьеро в первой картине первого действия, начинаясь в полонезном ритме, эффектно заканчивается излагаемыми в верхнем регистре и стремительном темпе пассажами. Но в основном композитор стремится не к колоратурам, а к вдохновенной кантилене — требуя того же от певцов во время репетиций. При подготовке к премьере Беллини столкнулся с неожиданной проблемой: Дж. Рубини — великолепный тенор, исполнявший партию Гуальтьеро, прекрасно владевший вокальной техникой — совершенно не мог интерпретировать образ. Работая с певцом над его партией в дуэте Гуальтьеро и Имоджене, композитор упрекал исполнителя в том, что тот не вкладывает в пение никакого чувства, и призывал почувствовать себя не Рубини, а Гуальтьеро. Участвовал в репетиционной работе и Ф.Романи.
О том, как шли репетиции новой оперы, какое участие принимал в них композитор, стало известно в Милане — и это повышало интерес публики к новому произведению. И ожидания слушателей не были обмануты. Каватина Гуальтьеро произвела фурор. Правда, каватине Имоджене аплодировали меньше — возможно, из-за новаторства автора, проявившегося здесь: каватина представляет собою сцену, в которой свободно чередуются декламация и пение. Изумил публику и хор пиратов с повторением концов фраз (эффектом эха), и секстет в финале первого действия, в котором Беллини показал себя мастером контрапункта. Во втором акте особый восторг вызвали ария Гуальтьеро и сцена безумия Имоджене, предваряемая соло английского рожка.
После первого исполнения, состоялось которое в «Ла Скала» в конце октября 1827 года, опера «Пират» была представлена пятнадцать раз, и успех нарастал от спектакля к спектаклю. Восторг выражали не только зрители — авторы газетных рецензий тоже не скупились на похвалы, отмечая, что с каждым прослушиванием оперы красота ее раскрывается все больше, что композитор, вопреки преобладающим тенденциям, возвращает искусство пения «в русло прекрасной простоты».
В последующие годы «Пират» продолжает ставиться идти в театре «Ла Скала» с неослабевающим успехом. По прошествии двух лет после премьеры познакомился с нею и знаменитый Дж. Россини. И тогда Винченцо Беллини удостоился его похвалы: «Браво, молодой человек! — сказал ему Дж. Россини. — Вы начинаете так, как другие заканчивают».
Записи
Публикации
- Раннее произведение Винченцо Беллини в Анконе (belcanto.ru) (29.03.2007 в 14:31)