Осип Петров (Osip Petrov)
04.12.2010 в 13:36.Русский певец (бас). В детстве играл на балалайке, гитаре, затем на флейте, кларнете, фаготе, контрабасе. В юности пел в церковном хоре. Нотной грамоте обучался у военного капельмейстера Бехмана.
Дебютировал в 1826 в труппе Жураховского в Елизаветграде (опера-водевиль «Казак-стихотворец» Кавоса), затем перешёл в труппу И. Ф. Штейна, гастролировавшую на Юге России. Уже в эти годы проявилась разносторонность артистического таланта Петрова (выступал в опереттах, драмах, трагедиях). Большое значение для него имело творческое общение с М. С. Щепкиным в Полтаве, способствовавшее созданию Петровым живых полнокровных образов.
В 1830 по приглашению оперного режиссера М. С. Лебедева приехал в Петербург, занимался у К. А. Кавоса (пение). В этом же году впервые выступил (партия Зарастро, «Волшебная флейта») на Петербургской оперной сцене (вначале пел на сцене Большого театра, с середины 50-х гг. — Театра-цирка, с 1860 — Мариинского театра), где прослужил до 1878.
Здесь создал яркие образы в операх западно-европейских композиторов — Цампа, Бертрам, Ассур, Каспар («Цампа» Герольда, «Роберт-Дьявол»; «Семирамида» Россини, «Вольный стрелок»). Успешно пел в спектаклях итальянской оперы, демонстрируя высокий уровень русского исполнительского искусства («Сомнамбула», «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» и др.).
Новый этап в творческой деятельности Петрова связан с операми М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Был первым и выдающимся исполнителем партий Сусанина и Руслана, а позднее неподражаемым Фарлафом. В этих партиях раскрылось дарование артиста — творца ярко национальных, реалистических образов.
Петров создал традицию сценического образа Сусанина. Роль Сусанина Глинка предназначал Петрову (композитор работал с ним над партией; составил для певца вокальные упражнения). Сложнейшая для исполнителя партия Руслана написана в расчёте на феноменальный голос Петрова. Общение с Глинкой и позже с М. П. Мусоргским расширило художественный кругозор Петрова и способствовало дальнейшему развитию реалистических тенденций в его творчестве.
Был также первым исполнителем партий Мельника (1856), Лепорелло («Каменный гость», 1872), Ивана Грозного («Псковитянка», 1873), Варлаама (1874), создав высокохудожественные образы.
Голос Петрова отличался мощью звучания, широтой диапазона (одинаково доступными певцу были басовые и баритоновые партии), богатством красок, подвижностью и ровностью во всех регистрах. Задушевное пение, совершенное владение речитативом, выдающееся актёрское мастерство помогали Петрову передавать разнообразные человеческие характеры, глубоко раскрывать воплощаемые им образы.
Петров был также тонким интерпретатором романсов Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского. Исполнительская деятельность Петрова, создателя русской вокально-сценической школы, — значительный этап в развитии русской национальной оперы.
А. П. Григорьева
Книги
- Осип Афанасьевич Петров (Львов Михаил Львович) (27.02.2012 в 19:57)