Павана

12.01.2011 в 14:07.

Не успев появиться и завоевать популярность во всей Европе, этот танец уже потерял следы своего происхождения. Это было в XVI веке. Итальянцы считали, что название танца происходит от города Падуя (Padova), которое на некоторых диалектах произносится «Пава». Кроме того, слово «павана» имеет вариант «падована». Версия очень убедительная. Но не менее убедительны и претензии испанцев на происхождение этого танца от латинского слова pavo, что означает «павлин» и очень хорошо соответствует характеру музыки: важному, гордому, торжественному, плавному, медленному. Вполне возможно, считали они, что испанская павана родилась раньше итальянской. Как бы то ни было, но кроме испанской и итальянской паван в то время широко звучали французская и немецкая.

Павану танцевали в торжественных случаях, мужчины были в плащах и при шпагах. Музыкальный размер танца 4/4, темп медленный, многие доли раздроблены мелкими пассажами. Музыка исполнялась гобоями и тромбонами, с поддержкой барабана.

Популярность паваны как танца была широкой, но не долгой. Постепенно она превратилась в жанр инструментальной пьесы. Чаще всего павану исполняли на лютне, она входила в состав сюиты. В XVIII веке павана совершенно исчезла, но начиная с XIX столетия и в наше время композиторы используют ее как стилизацию, когда необходимо создать в музыке колорит эпохи, как, например, М. Равель в фортепианных сочинениях «Павана на смерть инфанты», «Гробнииа Куперена», «Павана Спящей красавице» из сюиты для фортепиано в четыре руки «Матушка гусыня»; С. С. Прокофьев в балете «Зопушка».

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова