Пассакалья

12.01.2011 в 15:08.

Трудно представить, что может быть общего у этого степенного, медленного старинного испанского танца с быстрым музыкальным пассажем, о котором написано выше. И все же обратите внимание на общий в романских языках корень pasar, что по-испански значит «проходить». Ну, а вторая часть слова — calle — означает…«улица». Итак, этот танец возник в связи с традицией уличных шествий, сопровождавших разъезд гостей после окончания празднества. Поэтому пассакалья всегда торжественна, и в ее ритме ощущается движение шага.

Как и другие старинные танцы, пассакалью постигла судьба превращения в жанр инструментальной музыки. Это происходило в XVI веке. Но в отличие, например, от куранты или сарабанды, пассакалья пережила самые разные стилевые эпохи и живет в творчестве современных композиторов. Основу пассакальи составляет, как правило, нисходящая басовая тема, которая многократно повторяется (ее называют basso ostinato). При этом верхние голоса разнообразно варьируются. Сама форма пассакальи постепенно нагнетает динамику и экспрессию, которые сделали этот жанр особенно подходящим для трагического музыкального содержания.

Яркие образцы пассакалий имеются в органной музыке старых мастеров (Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха), а также в различных жанрах современной музыки. Непревзойденные по силе пассакальи создал Д. Д. Шостакович в наиболее трагических своих произведениях: в Восьмой симфонии, в фортепианном Трио ор. 67, в опере «Катерина Измайлова».

У пассакальи есть жанровый двойник. Это тоже старинный испанский танец чакона. Разницы между ними практически нет, кроме того, что в чаконе основная тема звучит не только в нижнем, но и в верхнем голосах.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова