Опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале»

12.01.2011 в 11:39.
Гаэтано Доницетти / Gaetano Donizetti

Комическая опера Гаэтано Доницетти в трех действиях; либретто М. Аккурси (Джованни Руфини).
Первая постановка: Париж, «Театр итальен»» 3 января 1843 года.

Действующие лица:

дон Паскуале (бас), доктор Малатеста (баритон), Эрнесто (тенор), Норина (сопрано), нотариус (бас), слуги, камердинеры, мажордом, модистка, парикмахер.

Действие происходит в Риме.

Действие первое

Комната в доме дона Паскуале. Хозяин с нетерпением смотрит на часы: он ждет доктора Малатесту, на сестре которого Софронии хочет женить своего племянника Эрнесто, влюбленного в молодую вдову Норину, не имеющую состояния: причина, по которой Паскуале не согласен на этот брак. Поскольку Эрнесто упрямится, дядюшка решает в отместку жениться сам и выгнать из дома непокорного племянника. Эрнесто напуган и опечален («Sogno soave е casto»; «Сладостный, чистый сон»).

В доме Норины доктор сообщает ей свой план: она должна изобразить Софронию и, фиктивно выйдя замуж за Паскуале, довести его до отчаяния, отбив охоту к браку (дуэт «Pronta io son»).

Действие второе

Эрнесто готовится покинуть дом дядюшки («Cerchero lontana terra»; «Пойду искать далекие края»). Вслед за ним появляется принаряженный дон Паскуале, ожидающий невесту и очень довольный своим видом: совсем неплохо для семидесятилетнего. Входит застенчивая невеста, подталкиваемая «братом». Девушка только что покинула монастырь, где воспитывалась, и еще не знает, как держать себя с мужчинами. Дон Паскуале в восторге: Софрония обладает важными достоинствами, у нее нет никаких прихотей, ее интересуют только хлопоты по хозяйству. Увидев лицо невесты, прежде скрытое вуалью, дон Паскуале совершенно сражен. Малатеста предусмотрительно привел нотариуса, чтобы подписать брачный контракт. В этот момент появляется Эрнесто, которому доктор спешит все объяснить, и Эрнесто становится свидетелем на «свадьбе». Едва подписав контракт, Софрония-Норина неожиданно выступает с целым рядом требований, которые лишают ее мужа дара речи (квартет «Voglio, per vostra regola»; «К вашему сведению, я требую»): ей нужны новые слуги, портной, ювелир и парикмахер, лошади и коляски, дом надо переоборудовать и сегодня вечером устроить прием на пятьдесят человек.

Действие третье

Дон Паскуале в глубоком унынии сидит за столом, заваленным счетами, окруженный многочисленной челядью. Синьора спешно собирается в театр. Во время шумной перебранки Паскуале пытается воспротивиться ее планам, настоять на своем, но в ответ Норина дает ему пощечину (дуэт «Dove corre tanta fretta»; «Куда так спешно?»). Старый муж чуть не плачет от унижения («Ah! E finita, don Pasquale»; «Ах, все кончено, дон Паскуале»). Жена уходит, выронив письмецо. В нем приглашение на любовное свидание. Дон Паскуале уничтожен. Он торопится за советом к доктору. Софрония получит то, что заслужила,— развод, если им удастся застать ее на месте преступления.

Вечером в саду Эрнесто поет Норине серенаду (с хором «Com'e gentil»; «Чудесна ночь»). Дон Паскуале и доктор, крадучись, входят в сад, некоторое время прячутся, а затем появляются из укрытия. Эрнесто исчезает. Софрония окружена и тщетно пытается отрицать обвинения в измене. Чтобы скорее положить конец досадному союзу, дон Паскуале объявляет ей, что завтра в доме появится еще дна хозяйка — жена Эрнесто. Софрония возмущена: лучше она немедленно уйдет. Но в подтверждение слов Паскуале она требует позвать Эрнесто. Тут-то все раскрывается. Дон Паскуале соглашается на их брак и благодарит за преподанный ему урок (финал «La moral di tutto questo»; «Мораль всего такова»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Оперу «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти создал с невероятной быстротой – правда, исследователи спорят относительно конкретного срока, но применительно к такому масштабному произведению, как опера, не столь важно, идет ли речь об 11 днях, двух или трех неделях. Такие же разночтения существуют и применительно к ее порядковому номеру в творчестве композитора – была ли она 64й, 65-й или 67-й оперой – но ее единодушно считают одним из лучших творений Доницетти. Хотя в ней и нет таких популярных фрагментов, как, например, романс Неморино из «Любовного напитка», она завораживает своей энергией.

Заказ на оперу «Дон Паскуале» Доницетти получил осенью 1842 года. Композитор в то время принимал участие в репетиционной работе над его оперой «Линда де Шамуни», которая шла в Итальянском театре в Париже. Состав исполнителей был поистине «звездным»: Жюлия Гризи, Мари ди Кандиа, Луиджи Лаблаш, Антонио Тамбурини. Возглавлял же театр Жюль Габриэль Жанен – театральный критик. Он-то и предложил Доницетти создать новое произведение специально для этого «звездного» состава, а именно – оперу-буффа.

Работу требовалось начать незамедлительно, потому-то и не было времени искать сюжет и создавать либретто «с нуля». Было решено использовать какое-либо готовое либретто. Выбор пал на оперу Стефано Павези «Доктор Антонио», написанную в 1810 году и весьма успешно ставившуюся в театре Ла Скала (по иронии судьбы, сейчас об этом произведении чаще всего вспоминают именно как о первоисточнике оперы «Дон Паскуале»). Разумеется, взять либретто «Доктора Антонио» в неизменном виде было невозможно. Переработкой его занялся Джованни Руффини – итальянский литератор, который был вынужден покинуть родную страну по политическим причинам. Примечательно, что либретто «Дона Паскуале» оказалось не единственным результатом его труда – несколько лет спустя, в 1955 году, он опубликовал роман «Доктор Антонио».

Ко времени создания «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти находился в зените славы, но назвать эти годы счастливыми для него нельзя – сказывалась напряженная работа предшествующих лет, композитор был близок к духовному и физическому истощению, что приводило к нервным срывам. «Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья», – писал он незадолго до начала работы над оперой.

Однако, такое тяжелое душевное состояние не помешало Доницетти взяться за сочинение комической оперы и создать ее – по своему обыкновению – в рекордные сроки. Как и положено по канонам классической комедии, действие оперы «Дон Паскуале» не выходит за пределы одного места – дома, где и разворачивается основная интрига. Богатый холостяк Дон Паскуале решил на старости лет жениться на молодой красавице, одновременно избавившись от молодого племянника Эрнесто путем женитьбы его на богатой женщине… типичный для оперы-буффа сюжет: глуповатый старик, молодой герой-любовник, субретка. Просматриваются и параллели с персонажами итальянкой комедии масок – и все же образы не кажутся карикатурными, в них есть психологическая глубина.

В музыкальном отношении произведение опирается на традиции Доменико Чимарозы, Джоаккино Россини, Джованни Паизиелло, но композитор смело включает в музыкальную ткань современные для его эпохи танцевальные ритмы – мазурку, галоп, вальс, словно призывая слушателя «идти в ногу со временем».

Мировая премьера оперы «Дон Паскуале» состоялась 3 января 1843 года в Итальянском театре в Париже и прошла с большим успехом.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова