Опера Рихарда Вагнера «Парсифаль»

12.01.2011 в 11:34.
Опера Рихарда Вагнера «Парсифаль»

Драматическая мистерия в трёх действиях Рихарда Вагнера; либретто автора.
Первое представление: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 26 июля 1882 года.

Действующие лица: Амфортас (баритон), Титурель (бас), Гурнеманц (бас), Парсифаль (тенор), Клингзор (бас), Кундри (сопрано), рыцари и оруженосцы Грааля, волшебницы Клингзора.

Место действия — Монсальват, гора, на которой в замке хранится Грааль (святая чаша с кровью Христа), на севере «готической» Испании. Действие происходит также в волшебном замке Клингзора, на южном склоне той же горы, в «арабской» Испании. Одежда рыцарей и оруженосцев Грааля подобна одежде тамплиеров: белые туника и плащ, но вместо красного креста — на щите и плаще изображена летящая голубица.

Действие первое

Мрачная, величественная чаща. Рассвет. Рыцарь Гурнеманц и два юных оруженосца спят под деревом. Со скалы Грааля доносятся торжественные звуки труб — утренняя побудка. Гурнеманц просыпается и расталкивает юношей, все погружаются в молитву. Появляется кортеж, сопровождающий короля Грааля Амфортаса на его ежедневное омовение в озере, где он тщетно ищет исцеления от неизлечимой раны. Между тем на сцену стремительно влетает верхом на лошади женщина с развевающимися волосами и огненным взором: это Кундри. Она передаёт Гурнеманцу бальзам для Амфортаса, а затем бросается на землю без сил. Рыцари и оруженосцы сопровождают носилки с больным королём. Он жалуется на пагубную власть Клингзора и уповает лишь на скорый приход «святого простеца». Поблагодарив Кундри за бальзам, король продолжает свой печальный путь («Recht so! Habt dank!»; «Вот так! Благодарю!»). Гурнеманц с грустью рассказывает о невзгодах несчастного Амфортаса. Вооружённый священным копьём, пронзившим некогда Христа, Амфортас однажды отправился покарать коварного и злобного волшебника Клингзора. Колдун послал Кундри соблазнить его и сумел овладеть священным копьём, которым нанёс Амфортасу неисцелимую рану.

Рассказ Гурнеманца прерывает появление рыцарей, ведущих юношу, который подстрелил из лука одного из священных лебедей Монсальвата. Гурнеманц отечески упрекает его («Unerhortes Werk!»; «Тяжкий, страшный грех!»). Удручённый юноша ломает свой лук. Он ничего не может сказать о себе, не знает даже своего имени, которое называет Кундри — Парсифаль. Его мать, говорит она, не давала ему в руки оружия; теперь она умерла. Это известие повергает юношу в горе. Кундри по воле Клингзора погружается в волшебный сон.

Лес медленно исчезает; слышится перезвон колоколов. Гурнеманц и Парсифаль входят в огромный зал замка. Торжественно движется процессия рыцарей, вносится чаша под покрывалом (хоры «Zum letzten Liebesmale», «К последнему причастию»; «Den sundigen Welten», «Мир грешный спасая»). Слышен голос отца Амфортаса, старого Титуреля, установившего священный обряд: он спрашивает у сына, готов ли тот снять покрывало с чаши. Вид священного сосуда всякий раз доставляет Амфортасу жестокие страдания: его терзает рана, а ещё больше — сознание греха («Nein! Labt ihn unenthullt!»; «Нет! Нет, не в силах я!»). Темнеет; луч света освещает Грааль, горящий пурпуром. Амфортас поднимает чашу и благославляет причастие, рыцари причащаются, прославляя таинство. Затем Амфортас, обессиленный от жестоких мук, вынужден удалиться. Парсифаль как будто не понимает смысла церемонии, и Гурнеманц изгоняет его из храма.

Действие второе

Волшебный замок Клингзора. Маг сидит перед зеркалом. Заклинаниями он пробуждает Кундри: она должна соблазнить Парсифаля, который, преодолевая все препятствия, приближается к замку. Кундри пытается сопротивляться, но тщетно (дуэт «Die Zeit ist da»; «Теперь пора»). Перед Парсифалем возникает волшебный сад с прекрасными девами цветами, которые пытаются очаровать рыцаря. Самая прекрасная — Кундри — спешит удалить их, и ей удаётся привлечь внимание Парсифаля: она напоминает ему о прошлом, о матери. Но когда Кундри целует его, тот чувствует, как рана Амфортаса причиняет ему жгучую боль. Он отталкивает Кундри (дуэт «Dies Alles, hab’ ich nun getraumt?»; «Всё это видел я во сне!»). Отвергнутая, Кундри зовёт волшебника, который бросает в Парсифаля волшебное копьё, но оно застывает в воздухе над его головой: юноша прочерчивает им знак креста, и сад превращается в пустыню, а Кундри лишается чувств.

Действие третье

Весенний день. В окрестностях замка Грааля Гурнеманц, в одежде отшельника, находит Кундри, охваченную смятением. Между тем появляется рыцарь в тёмных латах: Гурнеманц напоминает ему, что сегодня Страстная Пятница, день, когда рыцарям Мосальвата не дозволено носить оружия. Неизвестный рыцарь оказывается Парсифалем, он рассказывает, как добыл священное копьё Амфортаса. Гурнеманц в свою очередь сообщает о смерти Титуреля и о том, что Амфортас угасает (дуэт «Erkennst du ihn?»; «Узнаешь его?»). Кундри бросается на колени перед Парсифалем, льёт ему на ноги миро и отирает их своими волосами; Гурнеманц посвящает его в короли Грааля. Кундри принимает крещение, Парсифаль призывает её полюбоваться на красоту пробуждающейся природы («Wie dunkt mich doch die Aue heut’ so schon!»; «Как поле нынче ласково цветёт!»).

Вместе с Кундри и Гурнеманцем он отправляется в замок. Парсифаль исцеляет священным копьём рану Амфортаса и снимает покрывало с Грааля: чаша сияет в его руках. Белая голубица слетает из-под купола храма и реет над головой Парсифаля. Кундри, не сводящая с него глаз, падает мёртвой.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


«Парсифаль» — последняя опера Рихарда Вагнера… и самая таинственная. Ф. Ницше называл это произведение «черной мессой», а сам автор — «завещанием для будущих потомков»… а вот оперой он «Парсифаля» не называл никогда. Композитор определил жанр своей «лебединой песни» иначе — «торжественная сценическая мистерия». В его понимании это был не спектакль, служащий прежде всего для развлечения, а своеобразная религиозная церемония — и такому произведению не место на сценах театров, где, по словам Р. Вагнера, «удобно разместилась фривольность». Единственным местом, достойным «Парсифаля», автор считал созданный им театр в Байрёйте…

В опере «Парсифаль» Р. Вагнер вновь обращается к легенде о святом Граале. В предыдущей опере, основанной на этом предании — «Лоэнгрине» — упоминается король Грааля Парсифаль, «Богом венчанный», отец заглавного героя. Теперь же композитора привлекла история этого персонажа. Об этом герое — о том, как он из наивного мальчика, выросшего в лесу (как Зигфрид в «Кольце нибелунга»!) превращается в рыцаря, достойного служить святому Граалю, рассказывают многие произведения средневековой литературы, и самое известное из них — одноименная поэма Вольфрама фон Эшенбаха (того самого, который выведен в «Тангейзере» в качестве одного из участников состязания певцов) — это произведение в основном и послужило литературным первоисточником для либретто, которое написал — как всегда — сам Р. Вагнер. Сюжет в его трактовке претерпел ряд изменений — в частности, Кундри из мудрой представительницы «племени чудищ», служащей Граалю, превратилась в соблазнительную красавицу из сада Клингзора. В отличие от романа Вольфрама, в опере у Парсифаля нет супруги: герой должен подчинить свою жизнь исключительно возвышенным духовным устремлениям. Все же он познает любовь, которая приходит в образе Кундри, олицетворяющей собой греховные соблазны плоти. Таким образом, любовь первоначально предстает как источник греха и погибели, как проклятие человека (что перекликается с «Тристаном и Изольдой») — но именно она пробуждает в душе Парсифаля способность к состраданию, открывая путь к духовным высотам для него, а затем и к спасению души для Кундри.

Опера «Парсифаль» — произведение, исполненное глубокого духовного смысла, прежде всего — христианского. Возвышенные философские идеи находят выражение в системе лейтмотивов, подразделяющихся на две образные сферы. Одна из них связана с «миром» святости и духовных идеалов — это лейтмотивы Грааля, веры, Копья — их отличает диатоничность, консонантность, ясное мелодическое движение (поступенное или по аккордовым звукам) — часто восходящее, ладовая устойчивость. Лейтмотивы, характеризующие противоположную сферу — греховность и соблазн — это диссонансы и хроматизмы, неустойчивость, «изломанные» ритмы и мелодические линии. При этом противоположные по смыслу лейтмотивы могут быть близки по структуре — например, и мотив чаши, и мотив соблазна построены на трезвучии и секунде (только во втором случае трезвучие уменьшенное, а секунда малая). Это соответствует идее оперы, где практически нет однозначно отрицательных персонажей: даже Клингзор — несостоявшийся рыцарь Грааля (не случайно его музыкальная характеристика близка темам, связанным с Амфортасом), а о полезности Кундри для рыцарей Монсальвата прямо говорит Гурнеманц (в это время в оркестре лейтмотив героини соприкасается с мотивами чаши и веры).

Первое исполнение оперы «Парсифаль» состоялось на Байрёйтском фестивале 26 июня 1882 года. Дирижировал этим спектаклем Герман Леви, что не понравилось Р. Вагнеру — этот музыкант, один из лучших дирижеров своего времени (более того — один из лучших исполнителей музыки Р. Вагнера), будучи евреем по национальности, не являлся христианином. Отвергнуть его Р. Вагнер не мог, поскольку выбрал его сам король, но композитор настаивал, чтобы Г. Леви принял крещение, прежде чем прикоснуться к его «святыне» (правда, дирижер этому требованию подчиняться не стал). Рассматривая свое произведение как мистерию, священнодействие, Р. Вагнер возражал против аплодисментов. Поклонники вагнеровской музыки следуют этому требованию и в наши дни — правда, не аплодируют только после первого акта.

Из-за требования Р. Вагнера — не исполнять оперу «Парсифаль» нигде, кроме театра в Байрёйте — произведение достаточно долго оставалось тайной для большей части музыкального мира. В течение двадцати одного года завещание композитора соблюдалось неукоснительно, прежде чем театр «Метрополитен-опера» решился его нарушить. Постановка «Парсифаля», осуществленная вопреки протестам вдовы автора, превратилась в Нью-Йорке в грандиозное событие: специальный выпуск газеты «Evening Telegram», «Парсифаль-экспресс» из Чикаго в Нью-Йорк, лотерея с денежными призами по местам в зале… Примечательно, что именно в этом театре установилась традиция полностью соблюдать требование Р. Вагнера относительно аплодисментов — не аплодировать вообще…

Впоследствии оперу «Парсифаль» начали ставить и в других театрах — ведь эта музыка была достойна того, чтобы познакомить с нею как можно большее количество слушателей.

В честь героини оперы — Кундри — был назван астероид главного пояса, открытый немецким астрономом Максом Вольфом в 1904 году.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова