Пародия

28.02.2012 в 14:15.

Что это такое, всем хорошо известно. Мы с удовольствием слушаем выступления пародистов. Их подражания знаменитым артистам не отличишь от оригиналов. А остроумные подтекстовки (новые слова на музыку известной песни) заставляют смеяться до слез. Это эстрадный жанр, рассчитанный на то, чтобы умно повеселить публику. Пародии бывают безобидные, добродушные, как дружеские шаржи. А бывают и острые, едкие, высмеивающие отрицательные стороны тех, кто своей деятельностью приносит обществу вред. Это уже сатира.

Есть пародии и в музыке. И так же, как в эстраде, это слово имеет два значения. Одно полностью совпадает с эстрадным и означает музыкальную шутку, остроумное подражание. О другом же следует поговорить особо.

В нем нет ничего смешного. Для композиторов XVII–XVIII столетий оно подразумевает всего лишь способ сочинять новые произведения на основе старых. И даже не важно чьих: своих или чужих. И ничего зазорного в этом не было. Дело в том, что тогда, несмотря на высочайшие достижения в области профессиональной композиции,- уже были И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк — отношение к авторскому профессионализму еще хранило психологию народных музыкантов, не различавших в музыке «свое» и «чужое». С чужим можно было обращаться как со своим. Не было авторского права. Поэтому не могло быть и плагиата. Каждый мог взять старое произведение и заменить в нем какую- то часть музыки, большую или малую, смотря по обстоятельствам; приспособить это сочинение к другому составу исполнителей, к другому случаю. Так, мелодии протестантского хорала, узаконенные Лютером и записанные с новым духовным текстом, не были совсем уж новыми. Многие из них в прошлом были народными песенками, и даже весьма фривольного содержания. А Бах, в служебные обязанности которого входило сочинение кантат по разным поводам и в крайне сжатые сроки, с помощью небольшого «маскарада» (подписать новый текст, немного изменить музыку) быстро выходил из затруднительного положения.

Греческое слово parodia состоит из двух корней: para — «против» и ode — «песнь», «пение». Поэтому общий широкий смысл его — «новая старая песня». Таким образом, пародия — это обновление музыки.

Поскольку начиная с XIX века авторство музыкальной композиции стало суверенным, пародия как способ сочинения произведений перестала существовать и осталась лишь в том значении кривого зеркала, которое нам так хорошо знакомо. В России пародии любили композиторы-кучкисты: в 1867 году была поставлена опера А. П. Бородина «Богатыри», острые вокальные пародии написал М. П. Мусоргский («Классик» и «Раёк»); большим мастером этого жанра был Д. Д. Шостакович (балеты «Золотой век» и «Болт», оперы «Нос», «Катерина Измайлова», вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Черного).

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова