Опера Глюка «Орфей и Эвридика»
12.01.2011 в 00:00.Музыкально-театральное представление К. В. Глюка в трех действиях; либретто Р. да Кальцабиджи.
Первая постановка: Вена, «Бургтеатр», 5 октября 1762 года; постановка второй редакции (на французском языке), на либретто П.-Л. Молина: Париж, Королевская академия музыки, 2 августа 1774 года.
Действующие лица:
Орфей (1762 — контральто, 1774 — тенор), Эвридика (сопрано), Амур (сопрано), пастухи, нимфы, фурии, адские духи, тени умерших, свита Орфея.
Венская редакция.
Действие первое
Лавры и кипарисы вокруг гробницы Эвридики. Пастухи и нимфы разбрасывают цветы на могиле и поют («Ah! se intorno a quest'urna funesta»; «Как грустно ветер мирт колышет»), прерываемые жалобами Орфея. Овдовевший поэт просит всех уйти и один оплакивает свою утрату («Сегсо il mio ben cosi»; «Где ты, любовь моя?»). Бросая гневный упрек небесам, он решает сойти в преисподнюю, чтобы отыскать свою жену («Numi! barbari numi»; «О, царство мрачное теней!»). Появляется Амур, возвещающий волю Зевса: Орфею позволено сойти живым в Аид. Если ему удастся усмирить своим пением фурий, чудищ и саму смерть, то он может вывести Эвридику из царства мертвых, но при одном условии: он не должен смотреть на нее. Амур шутливо предостерегает Орфея, чтобы он не слишком выказывал свои чувства («Gli sguardi trattieni»; «Под маской молчанья»).
Действие второе
Мрачная пещера на берегу Коцита. Фурии и демоны пляшут, стараясь испугать Орфея, который играет на цитре и молит о милости (хор «Chi mai dell'Erebo»; «Чей это дерзкий»). Мало-помалу пение поэта усмиряет фурий и призраков. Орфей продвигается вперед.
Прелестные зеленые рощи, цветущие луга. Это Елисейские поля, где бродит тень супруги Орфея («Che puro ciel! che chiaro sol»; «О, лучезарный, дивный вид»). He глядя на Эвридику, он берет ее за руку и быстро уводит.
Действие третье
Темное ущелье, образующее запутанный лабиринт. Орфей ведет Эвридику. Ее первоначальная радость сменяется все большей тревогой, она спрашивает Орфея, почему он так спешит и даже не смотрит на нее. Эвридика начинает сомневаться в его любви. «Один лишь взгляд»,— просит она мужа и, получив странный ответ («Смотреть на тебя — беда»), оплакивает свою судьбу («Qual vita e questa mai»; «Судьбы сила злая»). Орфей, устав бороться с собой, оборачивается к ней. В тот же миг Эвридика падает замертво. Орфей в отчаянии («Che faro senza Euridice?»; «Потерял я Эвридику»). Ему остается одно: убить себя и навсегда остаться с женой. Но тут появляется Амур, он возвращает Орфею Эвридику.
В великолепном храме Амура Орфей и Эвридика в окружении пастухов и пастушек празднуют свое возвращение к жизни.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Миф об Орфее и Эвридике — история о всепобеждающей силе музыки, перед которой бессильна даже смерть — занимает особое место в истории оперного жанра. Это не просто сюжет, ставший основой множества произведений — к нему обратились два композитора, один из которых создал оперу, а другой спас ее. Первым был Джакопо Пери, вторым — Кристоф Виллибальд Глюк.
Надпись под бюстом композитора, установленного в фойе Парижской оперы, гласит: «Он муз поставил над сиренами». И действительно, трудно точнее определить то, что сделал Глюк в опере. В то время, когда он жил и творил, в опере действительно властвовали «сирены» — примадонны, демонстрировавшие вокальную виртуозность, иной раз в ущерб драматургии. Но не только это стало причиной кризиса оперы-seria: сформировавшись как жанр в рамках барокко с его аллегоричностью и преувеличенной изысканностью, она переставала удовлетворять публику в эпоху Просвещения. Суть проблемы особенно отчетливо выступает в трудах философов-просветителей — например, Жан-Жак Руссо призывал вернуться к простоте и откровенно насмехался над оперой, где «боги танцуют, черти танцуют… танцуют даже вокруг могил». У оперы-seria уже появился сильный конкурент в лице комической оперы. В таких условиях реформа Глюка стала для жанра спасением, обеспечив выживание оперы-seria и развитие в новых условиях.
Основные положения своей оперной реформы композитор сформулировал в предисловии к опере «Альцеста», но на практике они были применены несколькими годами раньше — в опере «Орфей и Эвридика», созданной в 1762 г. на либретто Раньери де Кальцабиджи. Первым положением было требование возвышенных идей, которыми должна быть проникнута опера; применительно к «Орфею» — это подвиг во имя любви. С идейной насыщенностью связан даже счастливый конец, отсутствующий в мифе — это вовсе не было уступкой вкусам современной автору публики. Оперы с трагическими финалами тогда тоже создавались, и их было не так уж мало. Но счастливая развязка осмысливалась особым образом — например, в трактате монаха Антонио Планелли «Об опере» она трактовалась как символ превосходства цивилизации и христианской морали над жестокостью и воинственностью языческой Греции. Для Глюка же финальное появление Амура и счастливый конец истории Орфея и Эвридики становится естественным выражением главной идеи — торжества любви и справедливости. Современники прекрасно поняли это, судя по словам в одной из рецензий: «Проступок, вызванный любовью, никто не может исправить лучше, чем бог любви… И разве добродетельный Орфей — а таким он постоянно предстает перед нами — не заслужил счастливой судьбы?»
Другим положением реформы был отказ от внешних эффектов в пользу драматургической оправданности каждого приема — и опять же, это не требовало от композитора конфликтов с пристрастиями современной ему публики. Зрители любят балетные сцены? Пусть будет балет — но он станет органичной частью действия: так появляется эффектная, но прекрасно вписывающаяся в сюжет пляска фурий (правда, в первой редакции оперы ее всё же не было). Драматургически оправданными оказываются даже те моменты, которые на первый взгляд способны вызывать недоумение — например, яркая до-мажорная увертюра, которая, казалась бы, совсем не соответствует трагическим событиям оперы. Но «Орфей» Глюка (в отличие, например, от «Орфея» Монтеверди) начинается с «высокой точки»: никаких идиллических сцен — Эвридика уже мертва, ее оплакивают. Скорбная увертюра снизила бы трагический пафос этой сцены, и композитор создает увертюру, оттеняющую ее печаль. Кроме того, характер увертюры соответствует образу героя-победителя, а не страдающего героя. Такую же функцию выполняет мажорная ария («Потерял я Эвридику»), звучащая в самый безнадежный момент, когда Орфей лишается последней надежды — эта ария с ее подчеркнутым спокойствием и мажорным ладом живописует душевное величие героя.
Из предыдущего положения закономерно вытекают другие: отказ от тормозящих действие арий da capo в пользу более свободных форм, сближение мелодизированного речитатива с арией, активное участие хора в действии. Яркий пример этих положений в действии — сцена Орфея с фуриями, в которой хоровое пение перемежается ариями героя, и все эти номера в целом образуют развернутую драматическую сцену.
Премьера оперы состоялась в Вене в октябре 1762 г., она была приурочена к именинам императора. Опера имела успех, в рецензиях отмечалось, что в ней «всё выражено языком нежного страдания без чрезмерной напыщенности». В 1774 г. в Париже опера была поставлена в новой редакции, которая значительно отличалась от венской. Партия Орфея была поручена не альту-кастрату, как прежде, а тенору. Появились балетные сцены — пляска фурий, танцы блаженных теней. Появился и самый известный фрагмент оперы — проникновенное соло флейты, живописующее Элизиум, которое нередко исполняется отдельно под заглавием «Мелодия». Третья редакция «Орфея и Эвридики» появилась через много лет после смерти Глюка — в 1859 г., создал ее Гектор Берлиоз. В этой редакции партия Орфея поручена женскому голосу — меццо-сопрано.
Записи
Публикации
- Сибирский вояж московского Орфея (belcanto.ru) (25.02.2024 в 16:46)
- О спектакле Кристофа Лоя по опере «Орфей и Эвридика» на Зальцбургском фестивале 2023 (belcanto.ru) (07.08.2023 в 12:47)
- Парижская редакция «Орфея и Эвридики» Глюка: дубль второй (belcanto.ru) (27.03.2019 в 11:42)
- Премьера «Орфея и Эвридики»: Ольга Борщёва поднимается в ад (belcanto.ru) (19.02.2019 в 12:01)
- «Орфей и Эвридика» зажигает огонь нового сезона Королевской оперы (operanews.ru) (05.10.2015 в 23:50)
- Все в сад! (operanews.ru) (13.04.2015 в 16:42)
- Античность в опере (operanews.ru) (16.02.2015 в 23:12)
- «Орфей и Эвридика»: сделано на Большой Дмитровке (operanews.ru) (05.01.2015 в 21:46)
- Оперная панорама (operanews.ru) (29.12.2014 в 22:25)
- Орфей в Москве: Колин Ли на сцене зала Чайковского (operanews.ru) (02.06.2014 в 15:41)
- Колин Ли и оркестр-трансформер (belcanto.ru) (29.05.2014 в 12:29)
- Риккардо Мути в облике светлого ангела Зальцбурга: от Прокофьева — к Глюку (operanews.ru) (19.09.2010 в 17:00)
- Монтеверди и Глюк в мадридском Театре Реал (belcanto.ru) (24.07.2008 в 15:27)
- Концертное исполнение «Орфея и Эвридики» Глюка в БЗК (belcanto.ru) (26.01.2006 в 01:04)
- Дебют Даниэлы Барчеллоны в «Орфее» Глюка (operanews.ru) (28.11.2000 в 16:06)