Опера Сергея Танеева «Орестея»

12.01.2011 в 09:59.
П.-Н. Герен. Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона. 1817

Опера Сергея Танеева в трех актах (частях), восьми картинах. Либретто А. Венкстерна по одноименной трилогии Эсхила.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 17 октября 1895 г., под управлением Э. Крушевского.

Действующие лица:

Агамемнон, царь Аргоса (бас), Эгист, его двоюродный брат (баритон), Клитемнестра, жена Агамемнона (меццо-сопрано), Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры (тенор), Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры (сопрано), Кассандра, троянская пленница (сопрано), Страж (бас), Раб (бас), Аполлон (баритон), Афина Паллада (сопрано), Ареопагит (бас), Корифей (бас).

В первой части — народ, прислужницы Клитемнестры, воины, пленные, телохранители.
В третьей части — фурии, афинский народ, ареопагиты, участвующие в Панафинейской процессии.

Действие происходит в Аргосе в Древней Греции в XII веке до н. э.

Часть I — «Агамемнон»

Первая картина.
Открытое место в Аргосе перед дворцом Атридов. Вдали море и ряд удаляющихся гор. Звездная ночь. Страж печально повествует о затянувшейся войне с Троей, о царице Клитемнестре, нетерпеливо ожидающей возвращения супруга Агамемнона — предводителя ахейского ополчения под Троей. Подавленное настроение стража внезапно сменяется радостью. Всматриваясь в ночную даль, он видит разгорающийся свет сигнальных огней, несущих долгожданную весть о победе Агамемнона. Страж отправляется сообщить об этом Клитемнестре. Вскоре из дворца во главе торжественной факельной процессии выходит царица, сопровождаемая рабынями. Клитемнестра возвещает народу о взятии Троя. Народ расходится. Рассветает. Из дворца, трусливо озираясь, появляется любовник Клитемнестры — Эгист. Охваченный злобой и страхом, он вспоминает о трагической судьбе, тяготеющей над домом Атридов. Представители этого рода ведут друг с другом длительную кровавую борьбу. Атрей, отец Агайемнона, чтобы отстранить от обладания Аргосоким троном своего брата Эгиста, пригласил его на пиршество и угостил мясом изменнически умерщвленных его детей. Таково первое злодеяние в доме Атридов — оно неизбежно повлечет новое преступление, жертвой которого падет Агамемнон. Появившаяся Клитемнестра говорит Эгисту в своей затаенной ненависти к Агамемнону, о готовности убить его: Клитемнестра должна отомстить за свою дочь Ифигению, принесенную Агамемноном в жертву богине Артемиде. Клитемнестра и ее жалкий любовник клянутся в том, что «смертью бесславной погибнет злодей».

Вторая картина.
Яркий солнечный день. Дворец убран цветами. Народ в праздничных одеждах встречает войско. Агамемнон въезжает на колеснице, окруженный телохранителями и воинами. Вместе с ним пленница Кассандра, дочь троянского царя Приама.

Из дворца поспешно выходит царица. Речь Клитемнестры, приветствующей Агамемнона, полна коварства и лести. По приказанию царицы, рабыни расстилают перед Агамемноном пурпурные ткани, по которым царь удаляется во дворец. Клитемнестра обращается к слепой Кассандре, приказывая ей следовать за нею. Юная дочь Приама молчит, не покидая колесницы. Обладающая даром пророчества, Кассандра приходит в волнение. Она начинает видеть все, что должно произойти во дворце Атридов. Предсказания будущего переплетаются в речи ее с видениями прошлого. Вот перед ней встает мрачный пир Эгиста и образы зарезанных детей его, ей мерещится новое убийство, подготовляемое преступной Клитемнестрой. Отчаяние Кассандры сменяется успокоением, сознанием подвластности судьбе. Перед нею проносятся воспоминания о безмятежно прошедшем детстве.

Вскоре Кассандрой вновь овладевают пророческие видения. Кассандра предсказывает две смерти — Агамемнона и свою. Она верит в неминуемое возмездие: из дальних стран придет странник, который отомстит кровью за кровь отца и снимет проклятье, тяготеющее над домом Атридов.

Кассандра ломает свой жезл пророчицы и смело направляется во дворец, навстречу гибели. Народ молчит, подавленный ужасом. Слышится предсмертный вопль Агамемнона. Люди бросаются ко входу во дворец, но в страхе отступают: оттуда с мечом в руках выходит Клитемнестра, в глубине видны тела Агамемнона и Кассандры. Клитемнестра пытается оправдаться, уверяя, что была лишь орудием мести в руках справедливого рока. Народ оплакивает убитых и предчувствует новые бедствия.

Появляется Эгист. Любовник царицы, с присущей ему хвастливостью, выражает радость по поводу случившегося. Народ возмущен. Клитемнестра уводит Эгиста во дворец.

Народ призывает грядущего мстителя и освободителя.

Часть II — «Хоэфоры» (Приносительницы жертвенных возлияний)

Первая картина.
Комната на женской половине дворца Атридов. Стены обиты медными листами. Ночь. Клитемнестра, убив мужа, не обрела счастья. Жестокие муки совести терзают царицу. Наступившее забытье нарушается появлением кровавого призрака Агпмемнона, предсказывающего гибель Клитемнестры от руки ее собственного сына. Царица в ужасе вскакивает с ложа, взывая о помощи и спасенье. Вбегают прислужницы и Электра. Клитемнестра думает умилостивить богов совершением жертвенных возлияний на Могиле Агамемнона. Она поручает своей дочери Электре совершить обряд. Электра, затаив ненависть к матери, соглашается пойти на Могилу отца. Она будет просить для убийцы «не пощады, а смерти...»

Вторая картина.
В тени деревьев высится колонна Гермеса — покровителя странников. В глубине оливковой рощи виден холм, под которым погребен Агамемнон. Занимается утренняя заря. С посохом в руках, в дорожном платье появляется Орест. Он вырос изгнанником и ныне явился для отмщения за смерть отца. Орест приветствует родину и плачет над могилой отца. На холме он оставляет прядь своих волос.

Вдали слышатся голоса прислужниц, идущих вместе с Электрой совершить возлияние. Шествие направляется к могиле. Электра льет на могилу вино из кубка и с трогательной мольбой обращается к отцу: «Сжалься, сжалься, отец, над твоими детьми». Мысли ее устремляются к брату, она молит богов о его возвращении. Тогда Орест выходит к ней. Электра не узнает его. Только после нежного обращения к ней Ореста — «Сестра!» — Электра радостно обнимает брата.

Орест считает себя призванным совершить матереубийство и тем самым восстановить справедливость. «Никто не страшен мне. Сам Аполлон, великий бог, мне помощь обещал». Вместе с сестрой он клянется отомстить за насильственную смерть отца.

Третья картина.
Орест в плаще странника стучится в дверь дворца Атридов. Выходят Клитемнестра, Эгист и Электра. Не узнанный матерью, Орест сообщает ей весть, будто бы сын ее погиб. Клитемнестра и ее любовник не в силах скрыть своей радости: погиб суровый мститель за смерть Агамемнона.

Все уходят во дворец — Орест и Эгист в среднюю его часть, Электра и Клитемнестра — в боковую. После непродолжительного молчания из средней части дворца выбегает раб, зовущий на помощь. Появляется Клитемнестра. «Живого мертвые убили», — сообщает ей раб. Охваченная ужасом, Клитемнестра догадывается о гибели Эгиста. «Значенье темных слов я поняла; тот странник — сын мой...»

Из дворца выходит Орест. «Тебя ищу я», — обращается он к Клитемнестре, оплакивающей своего возлюбленного Эгиста. Царица молит Ореста о пощаде, стараясь смягчить гнев сына напоминанием о его раннем детстве, о материнских ласках. Тронутый мольбой, Орест в нерешительности опускает меч, но внезапно вспоминает веление Аполлона защитить поруганную справедливость. Силой увлекает он Клитемнестру во дворец и там наносит ей смертельный удар. «Я победил», — восклицает Орест. Но напрасно он старается уверить себя, что свято выполнил свой долг. Матереубийца испытывает невыносимые нравственные муки. Воображению его рисуется толпа фурий — мстительных богинь. Рассудок Ореста тускнеет. Орест в страхе убегает.

Часть III — «Эвмениды» (Богини-мстительницы)

Первая картина.
Пустынная местность на берегу моря Ночь. Гром, молния. На море бушует буря.

Симфонический антракт изображает картину неотступного преследования Ореста грозными фуриями.

Изнемогая от преследования фурий, повсюду преграждающих путь к бегству, обессиленный Орест в отчаянии призывает смерть, В помраченном сознании его рождается спасительная мысль — искать прибежища в Дельфийском храме Аполлона. Преследуемый криками фурий, Орест убегает.

Вторая картина.
Храм Аполлона в Дельфах. Настигаемый погоней чудовищных фурий, Орест в изнеможении падает к подножью алтаря. Аполлон изгоняет фурий, обещая назначить суд и быть защитником Ореста. «Иди в Афины, пред алтарем Паллады ниц пади. Моли ее назначить суд праведный и дело разобрать свое»,— повелевает Аполлон Оресту. Воодушевленный надеждой, Орест отправляется в Афины.

Третья картина.
Афины. Народ славит суд, учрежденный богиней. Орест с волнением ожидает приговора. С холма спускается процессия верховных судий — ареопагитов, подходящих к урне и опускающих в нее черепки. Ареопагит возвещает, что голоса разделились поровну — за осуждение и оправдание. С горячей мольбой Орест обращается к Афине: «Сжалься над тем, кто страданьем и мукой, болью сердечной, тоской и слезами тяжкий свой грех искупил».

Афина Паллада на облаке спускается с неба. Орест в торжественном благоговении созерцает величественный образ богини, «И если разделились голоса, — возвещает Афина, — оправдан подсудимый. Мой камень я бросаю за Ореста. Отныне чист от обвиненья он». Народ и ареопагиты радостно восклицают: «Орест оправдан!»

Вновь звучит голос богини: «Пусть отныне и до века — не кровь за кровь, но уделом человека будет кротость и любовь.

Облака рассеиваются, виден ярко освещенный Акрополь. Афина — богиня мудрости открывает шествие и входит в Акрополь, за нею народ. Молодые девушки бросают цветы.


История создания

В начале 1880-х годов Танеев, тогда еще молодой композитор, только что перешедший 25-летний рубеж, решился писать оперу. Сюжетом был избран древнегреческий миф об Оресте, который мстит за смерть отца от руки жены — матери Ореста. Тщательно изучив произведения на эту тему, созданные тремя величайшими драматургами Древней Греции — Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, Танеев остановился на монументальной трилогии Эсхила (525—458 годы до н. э.) «Орестея», написанной великим трагиком в последний год своей жизни и состоящей из частей, названных «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Замысел оперы окончательно оформился в 1882 году. Тогда же композитор обратился за помощью в составлении либретто к ученому, знатоку античной культуры А. А. Венкстерну (1856—1909). Либретто создавалось при активном участии самого композитора. В нем сохранилось деление на части, предусмотренное Эсхилом. Начинавший работу над любым произведением с написания многочисленных эскизов и полифонических опытов, чтобы полностью технически овладеть тематическим материалом, Танеев и здесь не изменил своему методу, поэтому создание оперы растянулось на много лет. Одним из таких предварительных опытов стала даже программная симфоническая увертюра «Орестея», использовавшая тематизм оперы и написанная в 1889 году. Лишь в начале 1893 года опера была закончена и в марте показана руководству петербургского Мариинского театра. По-видимому, у главного дирижера театра Э. Ф. Направника возникли какие-то замечания, так как работа над оперой была продолжена в течение последующих месяцев, и окончательная партитура «Орестеи» была передана в театр уже в 1894 году. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 17 (29) октября 1895 года и имела большой успех.

Музыка

«Орестея» представляет собой уникальное явление в русской опере. Танеев как бы возвращает слушателей-зрителей к традициям Глюка с его высоким этическим пафосом, величием изображаемых характеров и мощью страстей. Обилие хоровых сцен сближает «Орестею» с ораторией, герои ее лишены индивидуальных особенностей, но отличаются обобщенными чертами, передающими силу и поэзию древнегреческого мифа.

В 1-й картине I части («Агамемнон») рассказ Эгиста «За власть над Аргосом возник кровавый спор» пронизан чувством мести. Кульминацией части (во 2-й картине) является сцена пророчества Кассандры «О, горе мне! Несчастная страна!». Во II части («Хоэфоры») выделяются ариозо Ореста «О, отец, не рыдал я над трупом твоим» и Электры «Сжалься, сжалься». Дуэтная сцена убийства Клитемнестры отмечена разнообразием воплощенных чувств — гнева, мольбы, скорби, ненависти, твердой воли. После 1-й картины III части («Эвмениды») с ее оркестровыми и хоровыми эффектами, передающими разгул стихии и мстительность фурий, ярким контрастом является 2-я с ее светлыми торжественными звучаниями, рисующими царство солнечного бога. 3-ю картину открывает торжественный хор «Дарован богиней нам новый закон». Глубоко выразительно, полно драматизма ариозо Ореста «Сжалься, богиня».

Л. Михеева


Сергей Иванович Танеев Sergey Taneyev

Музыка Сергея Ивановича Танеева поражает не столько накалом эмоций, сколько благородством чувств и удивительной рациональностью, ее поистине можно называть «торжеством разума». Возможно, по этой причине опера – с ее непременным драматизмом – оказалось не самой близкой ему областью музыки, в этом жанре композитор создал лишь одно произведение – «Орестею». Но примечателен и выбор сюжета, и его интерпретация. Композитор обратился к античности – излюбленному источнику сюжетов эпохи классицизма с ее культом разума. Главной темой оперы становится торжество разума над страстями.

Идея написания оперы по «Орестее» возникла у Сергея Ивановича почти случайно: в 1882 г. композитор купил у букиниста эту драматическую трилогию Эсхила в русском переводе, и она увлекла его. Танеев немедленно принялся за сочинение – правда, все написанное в то время он впоследствии забраковал, и в 1887 г. начал создавать оперу заново. Он был не вполне уверен в успехе – демонстрируя фрагменты будущей оперы Петру Ильичу Чайковскому, он просил сохранить это в тайне. Работа продвигалась медленно, поскольку Сергей Иванович всегда был требователен к себе и очень тщательно отделывал каждую деталь. Дело осложнялось тем, что Танеев сам переделывал некоторые фрагменты либретто, написанного литератором-любителем Алексеем Алексеевичем Венкстерном. По этим причинам работа над «Орестеей» заняла несколько лет – произведение было завершено в 1894 г.

Сюжет оперы соответствует эсхиловской трилогии – она тоже включает в себя три части, имеющих свои заглавия. Действие первой из них – «Агамемнон» – начинается вскоре после окончания Троянской войны. Царица Клитемнестра радостно возвещает народу о падении Трои и скором возвращении царя, но когда площадь пустеет, из дворца тайком уходит ее любовник Эгист. Он задумывается о проклятии, которое навлек на дом Атридов отец нынешнего царя: Атрей, пригласив на пир своего брата, убил его детей и преподнес брату кушанье из их мяса, и теперь новые преступления в этом роду неизбежны. И Эгист прав: Клитемнестра ненавидит мужа, принесшего в жертву дочь Ифигению в жертву Артемиде, и вынашивает план мести, в этом ее поддерживает Эгист.

Агамемнон торжественно вступает в город, сопровождаемый Кассандрой, дочерью Приама. Клитемнестра лицемерно приветствует его. Кассандра в пророческих видениях прозревает прошлое и будущее Атридов – преступление Атрея, грядущее убийство, жертвой которого падет не только Агамемнон, но и она сама. Ясновидица предрекает явление странника, который свершит месть за отца и избавит свой род от проклятия. Высказав пророчество, Кассандра смело следует за Агамемноном во дворец. Вскоре оттуда выходит Клитемнетра, сжимающая в руке окровавленный меч, а бросившийся к воротам дворца народ видит бездыханные тела Агамемнона и троянской царевны. Царица убеждена, что свершила справедливую месть, но народ видит в этом предвестие грядущих бедствий.

Вторая часть – «Хоэфоры» (носительницы жертвенных возлияний) – начинается в спальне Клитемнестры. Убийство супруга не сделало царицу счастливой – призрак мужа пророчит ей смерть от сыновней руки. Она велит дочери Электре принести жертву на могиле царя. Электра соглашается, но просит пощады для своей матери-убийцы девушка не намерена. Совершая возлияние на могиле, она взывает к духу отца и к богам, умоляя позаботиться о ее брате Оресте. Тот появляется перед ней. Электра не сразу узнает его, а узнав, радостно обнимает. Брат и сестра намереваются мстить матери за смерть отца. Явившись во дворец, Орест, не узнанный матерью, говорит Клитемнестре, что ее сын погиб. Царица и Эгист радуются – ведь Орест был потенциальным мстителем, теперь им нечего опасаться. Но вскоре перепуганный раб сообщает Клитемнестре, что «живого мертвые убили». Она понимает, что Эгист убит ее сыном, скрывавшимся под личиной странника. Орест и ее намеревается убить. Мольбы матери, напоминания о детстве смягчают его сердце, но ненадолго – он наносит матери смертельный удар.

В третьей части – «Эвмениды» – Орест предстает обессиленным и отчаявшимся. Его – матереубийцу – преследуют грозные фурии. В изнеможении припадает он к подножию алтаря в Дельфах. Аполлон приказывает ему идти в Афины для суда. В Афинах он ожидает, что скажут ареопагиты – члены суда, учрежденного Афиной, но во время голосования голоса разделяются поровну. Тогда сама Афина нисходит с небеc – и голосует за оправдание Ореста. Герой оправдан. Богиня провозглашает, что отныне «уделом человека будет кротость и любовь».

Оперу «Орестея» нельзя назвать ни эпической, ни лирической, ни драматической в чистом виде. Ближе всего она к опере-оратории. Действие разворачивается неторопливо, важную роль играют монументальные хоровые сцены. Число героев невелико, и каждый из них воплощает определенную идею (и в этом «Орестея» сближается с операми Кристофа Виллибальда Глюка). Самые выразительные образы оперы – женщины. В образе Клитемнестры есть и драматизм, и лирика. Эта двойственность особенно ярко выражена в сцене в спальне. В теме, из которой вырастает ариозо Кассандры, присутствуют интонации русского плача-причитания.

В судьбе «Орестеи» активное участие принял Чайковский. Его стараниями опера была принята к постановке Мариинским театром. Премьера в 1895 г. прошла с успехом, но в репертуаре опера не задержалась: руководство театра требовало купюр, а Танеев не соглашался. Следующая постановка состоялась в 1915 г., когда Танеева уже не было в живых.

В 1963 г. «Орестея» была поставлена в Минске. В 2011 г. опера вошла в репертуар Саратовского театра оперы и балета.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова