Шуберт. «Лебединая песня»
Schwanengesang, D. 957
12.01.2011 в 12:43.«Лебединая песня» Франца Шуберта не является вокальным циклом. Песни, вошедшие в этот посмертный сборник, не связаны между собою каким-либо сюжетом. Их объединяет время создания – все эти песни написаны в последние полтора года жизни композитора. После смерти Шуберта его брат продал Тобиасу Хаслингеру – венскому издателю – рукопись семи песен на стихи Людвига Рельштаба, весьма известного в то время поэта. Издатель объединил их с шестью песнями на стихи Генриха Гейне – признанного гения романтизма, которые Шуберт не считал единым произведением, как «Прекрасную мельничиху» или «Зимний путь», но издать планировал вместе. Издатель добавил также песню на стихи Иоганна Габриэля Зейдля – поэта далеко не самого значительного (впрочем, Шуберт к его творчеству обращался не раз, создав в разные годы четыре вокальных квартета и одиннадцать песен). В результате получился сборник из четырнадцати песен, который Хаслингер озаглавил «Лебединая песня» (имея в виду легенду о лебеде, поющем прекрасную песню перед смертью).
Несмотря на то, что поэты, чьими текстами воспользовался Шуберт, столь различны по значимости, музыка этих песен в одинаковой степени совершенна. Особенно же выделяются песни на стихи Генриха Гейне, знаменующие собою новый этап в песенном творчестве Франца Шуберта. Хотя композитор и не планировал в данном случае вокального цикла, можно указать ряд общих черт, объединяющих эти вокальные миниатюры. Прежде всего, это драматические монологи, с которыми связан и особый тип мелодики, представляющий собою мелодизированный речитатив. В нем декламационность преобладает над распевностью (по такому принципу выстроена вокальная партия во всех песнях на стихи Гейне за исключением лишь одной – «Рыбачка»). Повторности в мелодиях практически нет, особое значение придается каждому такту. Звукоизобразительные приемы в этих песнях почти отсутствуют.
В области гармонии песни на стихи Гейне продолжают линию «Зимнего пути», но здесь искания композитора становятся еще более смелыми: неполные аккорды (без терцового тона), кварто-квинтовые созвучия.
Обращает на себя внимание и выбор стихотворений: в основном они раскрывают тему конфликта личности с миром, реальностью. Яркий пример такой песни – «Двойник». В его форме своеобразно преломляются черты пассакальи (basso ostinato и варьирующаяся мелодия), но вокальная партия строится как свободная музыкальная декламация с ясным членением на фразы и предложения. Фразы эти кажутся даже «разорванными», что приобретает особый смысл в сочетании с медленным темпом: так тяжело, с трудом говорит человек в состоянии глубокого отчаяния. Начинаясь с движения в узком диапазоне, где за исходную точку принимается квинтовый тон, декламационная мелодия постепенно обогащается, устремляясь к кульминации. Образ дополняется статичным сопровождением в виде выдержанных аккордов, мрачным тембром низкого регистра у фортепиано, многократным повторением вступительной фортепианной фразы. Ритмической статичности противопоставляется насыщенность гармонии (так за внешней неподвижностью страдающего человека скрывается истинная душевная «буря»): внутритональные сдвиги, сочетание трезвучия третьей ступени с последующей альтерированной доминантой делают эту внешне статичную вокальную миниатюру чрезвычайно острой в эмоциональном отношении. Драматическое напряжение достигает предела в заключительном построении с его аккордами, движущимися по полутонам к весьма далекой тональности – ре-бемоль минору.
Из песен на стихи Рельштаба особую известность приобрела «Серенада». Примечательна ее история: этот текст в числе прочих стихотворений автор прислал Людвигу ван Бетховену в надежде, что великий композитор их положит на музыку, но тот передал стихи Шуберту, чьи песни привели Бетховена в восторг. Рельштаб был этим очень недоволен, называя Франца Шуберта «дураком нестерпимым», который его стихи «испортил». Поэт, конечно, имел право на свой субъективный взгляд, но исполнители и публика его мнения не разделили – и не разделяют до сих пор. История не знает сослагательного наклонения, и невозможно сказать, какими были бы песни Бетховена на эти тексты, но песни Шуберта – и в частности «Серенада» – бессмертные шедевры. Черты бытового жанра – простая, напевная, легко запоминающаяся мелодия с многочисленными повторами, фактура сопровождения, имитирующая гитару – сочетаются в «Серенаде» Шуберта с исключительной одухотворенностью. По-видимому, даже Рельштаб в конечном итоге вынужден был признать «победу» Шуберта – во всяком случае, в своих мемуарах, которые были изданы в 1861 г., поэт уже не говорит о его песнях ничего плохого. Впрочем, даже если поэту не нравились песни Шуберта, он должен был считаться с их популярностью – ведь они полюбились публике еще в XIX столетии.