Гендель. Оратория «Мессия»

Messiah, HWV 56

12.01.2011 в 13:40.
Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Начиная со второй половины 1730-х гг. Георг Фридрих Гендель обращается к ораториальному жанру. Правда, оратории он писал и прежде («Дебора», «Эсфирь», «Аталия»), но теперь он создает их столь же регулярно, как раньше – оперы. Затрат на исполнение оратория требовала меньше, чем опера. Появляются такие произведения, как «Праздник Александра», «Израиль в Египте», «Саул».

Для Генделя это был нелегкий период. У него появились недоброжелатели среди британских аристократов, которые предпочитали его оперы творениям итальянцев – до такой степени, что даже нанимали людей, которым поручали срывать афиши опер Генделя. Композитор намеревается уехать из Великобритании – а ведь он прожил в этой стране уже четверть века… Но итогом этих непростых лет становится создание одного из величайших творений Генделя – оратории «Мессия».

Текст оратории написан другом композитора – поэтом Чарльзом Дженненсом. Он исходил из библейских мотивов, касающихся жизни Иисуса Христа, использовал несколько новозаветных текстов, а также псалом № 2, который в эпоху Английской революции был переведен на английский язык Джоном Мильтоном.

«Мессия» – произведение монументальное, примерно четверть его составляют хоровые номера, имеются и оркестровые. Номера сольные и дуэты перемежаются речитативами, сопровождаемыми клавесином, что напоминает итальянскую оперу эпохи Генделя. Изначально, при жизни автора оратория исполнялась силами двадцати трех вокалистов и тридцати трех оркестрантов, но позже сложилась традиция задействовать в исполнении большее количество музыкантов.

Спаситель в «Мессии» предстает не столько смиренным страдальцем (как, например, в «Страстях по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха), сколько героем, прославляемым в веках. Не случайно голоса самого Иисуса Христа в оратории нет – ни одному из солистов Его партия не поручается. Впрочем, ни один солист (в оратории их задействовано четверо – сопрано, альт, тенор и бас) не связан с каким-либо персонажем, арии, ариозо и дуэты, исполняемые ими, безличны. Это не столько последовательное повествование о событиях Евангелия, сколько воспевание их в лирико-эпических гимнах.

Увертюра к оратории подобна оперным увертюрам той эпохи: медленное вступление (Grave) и фугированная быстрая часть (Allegro). Она представляется сумрачной и в то же время исполненной энергии.

Первым десяти номерам присущи эпические интонации, ровность ритма, степенное, спокойное движение мелодии. Последующие номера первой части, связанные с рождением и детством Спасителя, выдержаны в идиллических тонах. Здесь звучит и традиционное рождественское песнопение «Gloria in excelsis» («Слава в вышних»).

Вторая часть посвящена страданиям Спасителя. Она отличается мрачным колоритом, преобладают минорные тональности – и в хоровых номерах, и в сольных. Альтовая ария «Он был презрен и умален» исполнена сдержанной скорби. В последующем хоре («Истинно нашу скорбь Он взял») в оркестровой ткани возникает ритм пунктирный, напоминающий о бичевании, которому был подвергнут Спаситель. Скорбная декламация придает особую проникновенность арии тенора «Взгляни и мне скажи, кто знал страданье горше». Но наряду с мотивами скорби и сострадания во второй части звучат мотивы героические. Таков торжествующий хор «Выше голову, зрите врага», хоровой номер на текст Второго псалма и ария, исполняемая тенором, «Ты поразишь их жезлом железным». Завершает вторую часть «Аллилуйя» – хоровой номер, исполненный торжества и ликования. По признанию Генделя, когда он закончил этот хор, перед ним «открылись небеса», и он «увидел Творца». Величие музыки таково, что в Англии сложилась традиция выслушивать этот хор стоя – и так поступают даже самые высокопоставленный лица, вплоть до членов королевской семьи.

Под знаком торжества, заданного хором «Аллилуйя», проходит третья часть оратории – триумф воскресшего Мессии. Грандиозный хор, которым заканчивается произведение, состоит из нескольких эпизодов и заканчивается фугой.

Оратория «Мессия» впервые была представлена публике в Ирландии, в Дублине, где композитор встретил гораздо более теплый прием, чем встречал в то время в Лондоне. Произошло это в апреле 1742 г. Концерт был благотворительным, и впоследствии композитор запретил публиковать при его жизни партитуру и даже фрагменты из нее, а право на доходы от ее исполнения закрепил за лондонским детским приютом.

В 1840-х гг. в Лондоне оратория исполнялась всего пять раз – это было связано с сопротивлением церкви. В последующие годы она крайне редко звучала в стенах церквей, в основном исполняясь на концертах. За несколько дней до своей смерти Гендель присутствовал на одном из таких концертов и сам исполнял в «Мессии» партию органа.

Гендель предназначал «Мессию» для праздника Пасхи (и именно тогда оратория была исполнена впервые), после смерти его произведение чаще исполнялось в Англии во время Рождественского поста, но отрывки, повествующие о воскресении Спасителя, включают в богослужения в день Пасхи, а сопрановую арию «Я знаю, Искупитель мой жив» – в заупокойные службы.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова