«Фиделио». История создания оперы
Глава №37 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЕдинственным долговечным произведением Бетховена для оперной сцены является «Фиделио». Краткая история создания произведения такова. В 1803 году во главе театра на окраине Вены, в Видене, стоял Эмануэль Шиканедер. Известный импрессарио заключил с Бетховеном контракт, согласно которому композитор, работая в театре, должен был написать для него оперу. Шиканедер предложил Бетховену, что напишет для него либретто. Однако композитор никак не мог примириться с поверхностным, плоским сочинением директора театра. Бетховен и в этой области предъявлял весьма высокие требования. Он требовал текста, равнозначного его музыке. Известно, например, что он даже порицал Моцарта за то, что тот согласился написать музыку на фривольный сюжет «Дон-Жуана».
Таким образом, либретто Шиканедера в дело не пошло. В конце концов выбор Бетховена пал на пьесу Жана Никола Буйи «Леонора». Маэстро не смущал тот факт, что композитор Гаво уже написал музыку к этой драме. Либретто пользовалось такой популярностью, что и к итальянскому переводу произведения Буйи была сочинена музыка, причем автором ее был пользовавшийся в свое время мировой славой Фердинандо Паер. Нисколько не смущаясь этими обстоятельствами, Бетховен заказал переработку либретто. Однако он был недоволен и новым вариантом, и спустя год после премьеры, состоявшейся 20 ноября 1805 года, Бетховен снова решил переписать либретто. В этом ему помогал его друг Стефан фон Брайнинг. Но и новый вариант не принес успеха. Через восемь лет, 23 мая 1814 года, музыка «Фиделио» прозвучала на сцене театра «Кертнертор», на этот раз текст либретто переработал Трейчке. В конце концов, третья постановка принесла шедевру Бетховена мировой успех.
Эта краткая история помогает нам понять, почему существуют I, II и III увертюры к «Леоноре». К каждому новому варианту оперы Бетховен писал новую увертюру.
Для того, чтобы понять «Фиделио», необходимо знать, хотя бы в самых общих чертах, жизненный путь Бетховена.
Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в Бонне. Его отец, придворный музыкант, унаследовал от своих фламандских предков бурный темперамент и никак не мог найти себе место среди торжественного, строгого этикета двора кельнского курфюрста. Он все чаще прибегает к вину, и к тому времени, когда юный композитор подрос, старый придворный музыкант Уже полностью подпал под власть алкоголя и не был способен заботиться о своей семье, о детях.
Мать великого композитора, Мария Магдалена Кеверих, тихая болезненная женщина, умерла очень рано. По записям тех лет можно предположить, что причиной ее смерти был туберкулез. Итак, Бетховен уже в юном возрасте вынужден был стать кормильцем и главой семьи, состоявшей из двух младших братьев и беспомощного отца. На систематическую учебу у него почти не остается времени. Благодаря удивительному инстинкту гения он овладевает знанием литературы, истории и языков, а в доме своего друга Брайнинга усваивает элементарные понятия о поведении в обществе. Этот мальчик, который так рано узнал нужду, борьбу за кусок хлеба, в то же время видит безграничную роскошь княжеского двора и унизительную судьбу музыкантов, находящихся на положении слуг. И юный музыкант на всю жизнь становится на сторону революции, народа, свободы.
В возрасте 17 лет Бетховен знакомится с Моцартом, и, как явствует из документов того времени, создатель «Волшебной флейты», «Дон-Жуана», «Свадьбы Фигаро» с величайшим восхищением отзывался о революционно новой музыке молодого музыканта. Вскоре с некоторыми сочинениями юного Бетховена знакомится Йозеф Гайдн. Прославленный маэстро, к тому времени уже почтенный старец, также пророчит молодому человеку блестящее будущее.
Одновременно личность Бетховена формируют и новые впечатления, пожалуй, более важные, чем его музыкальные переживания. В Париже вздымается знамя революции, короля, предававшего интересы народа, отправляют на гильотину. Вооруженный народ разбивает армии интервентов, а затем, укрепив свою власть, возводит в закон идею Свободы, Равенства и Братства. Восторженный юный художник со всем жаром души становится на сторону революции.
Когда из гениального ученика Бетховен превращается в великого композитора, его постигает жесточайший удар судьбы. В возрасте тридцати лет у него начинает портиться слух, и с течением времени этот недостаток проявляется все явственнее... Композитор еще молод. Он любит общество. Он любит бывать среди людей, но стыдится своей глухоты. Так возникает в его душе мучительный разрыв: Бетховен избегает людей, хотя мечтает бороться за счастье всего человечества. Он угрюм, суров, иногда до грубости откровенен, хотя сердце его полно нежности.
Наряду с физическим недугом на него обрушивается еще один удар: его постигает огромное разочарование. Пламенный революционер, считавший, что Наполеон с триумфом идет по Европе как гений революции, чтобы принести свободу всем народам земли, восторженный демократ, Бетховен вдруг понимает: Наполеон — предатель, поднявшийся на плечах народа, чтобы стать в конечном итоге самым необузданным тираном среди коронованных владык Европы.
В эти тяжелые дни душевного потрясения он берет в руки либретто «Леоноры», которую императорская цензура перекрестила в «Фиделио». Эта страстная романтическая поэма словно давала ответ на мучающие его вопросы... По произволу тирана Флорес- тан брошен в темницу, откуда нет спасения. Одиночество узника может смениться только смертью. Но вот сила любви и торжествующей правды разрушает застенки, сносит тюремные решетки. Рядом с Флорестаном и его героической, верной женой, Леонорой, оживают и простые, будничные фигуры. Рокко, которого общественный порядок сделал тюремщиком, почти палачом, придерживается примитивной, бескрылой философии маленького человека. Он признает одну лишь власть — приказ своего начальника, лишь один закон — закон золота. Но и в Рокко есть зародыш человеческого чувства, который расцветает, как только его касается яркий луч света, свободы и справедливости. Рядом с тюремным стражником мы видим двух простых людей: Марселину и Жакино. Они поглощены лишь своим маленьким счастьем и даже не замечают, что вокруг них борются герои, гибнут борцы за свободу, сражающиеся за лучшую жизнь. Бетховен находит в либретто и настоящего героя — народные массы. Вышедшие во двор тюрьмы узники, которые, ликуя, приветствуют день свободы, представляют собой само человечество, миллионы людей, которые после многовековой тьмы мечтают о солнце, о свете, о настоящей жизни.
Опера заканчивается торжеством правды. Чудесным торжественным гимном увенчивает Бетховен «Фиделио». В этом гимне звучит оптимизм великого человека, взор которого проникает вдаль, на многие века вперед.
Таковы, в общих чертах, рамки «Фиделио», и можно себе представить, что опера, направленная против тирании, не очень могла рассчитывать на успех, тем более, что премьера пришлась как раз на те дни, когда Бонапарт разгромил австрийские войска, вступил в Вену и основал свою штаб-квартиру в Шёнбруннском дворце Габсбургов. Население столицы разбежалось, однако Бетховен остался в Вене и перед несколькими изнывающими от скуки, зевающими французскими офицерами, случайно забредшими в театр, все же поставил свой шедевр. Венской публике понадобилось десять лет, чтобы понять «Фиделио». Бетховену же, творчество которого поднималась на все более высокую ступень, становилось все труднее доводить свою музыку до сознания публики. Согласно запискам одного из его друзей, Штумпфа, и сам композитор чувствовал, что он становится все более одиноким в городе, где некогда в честь него устраивались празднества. Вот заметки из дневника друга Бетховена:
«Люди уже потеряли вкус к хорошей, энергичной, подлинной музыке! — сказал как-то Бетховен. — Да, это так, о венцы! Россини и ему подобные — вот ваши герои. От меня вам уже ничего не надо».
Это горькое преувеличение, ведь передовые люди хорошо знали, что в атмосфере задавленной цензурой литературы, среди вынужденных молчать художников чуть ли только не один Бетховен представлял прогресс и будущее. Однако критики и мнимые ценители искусства все меньше понимали пьянящую мелодию VII симфонии и звучащую как гимн IX симфонию, слышимую далеко за пределами страны. Они с недоумением воспринимали направленную в будущее музыку Бетховена.
В декабре 1826 года Бетховен тяжело заболевает. Ему исполнилось 56 лет ... Слух он потерял полностью. Непрерывный труд подорвал и зрение: читает он лишь с большим трудом. То и дело возобновляется мучительное воспаление легких. Врачи, — представим себе те очень и очень скромные средства и возможности обезболивания, существовавшие сто лет тому назад, — четырежды оперируют его. Без единого стона он переносит все боли. Атлетический организм Бетховена долгие месяцы борется со смертью, но 26 марта 1827 года в 5 часов пополудни великий композитор навеки закрыл глаза.
Природа позаботилась о необычных проводах композитора. Когда Бетховен лежал в предсмертной агонии, на улице валил снег, а потом вдруг венские дома потряс мощный удар грома. Приведем слова Хюттенбреннера, очевидца этого события:
«На удар грома ... Бетховен приоткрыл глаза, поднял правую руку и, сжав кулак, несколько мгновений глядел вверх с серьезным, угрожающим выражением, словно говоря: «Я сильнее вас, силы зла!».
Провожать композитора в последний путь пришел весь город. В школах прекратились занятия, закрылись лавки. На кладбище поэт Грильпарцер, прощаясь с одним из величайших творцов музыки всех времен, выразил общие чувства: «Тот, о ком мы скорбим, уже навеки незыблемо стоит среди великих людей эпохи. С печалью в сердце, но с поднятой головой отправляйтесь по домам. И если вас вдруг бурно захватит сила его творений, если ваша любовь к нему будет жить дальше, среди нового, еще не родившегося поколения, вспомните этот час и скажите: мы были там, когда его хоронили, мы оплакали его, когда он покинул нас!».