«Дон Карлос»
Глава №119 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюШиллеру было 22 года, когда состоялась постановка его драмы «Разбойники». Это страстное и пылкое романтическое произведение — вызов общественным формам того времени — было встречено официальными кругами чрезвычайно враждебно. Поэту запретили писать; более того, над ним был установлен полицейский надзор.
Он бежал из Штуттгарта в Маннгейм, но и здесь не мог остаться надолго. Он работал в Лейпциге, Дрездене, некоторое время был профессором истории Йенского университета.
Формирование его как личности и как поэта завершается к 1799 году, когда он поселяется в городе Гете — Веймаре. Именно в это время укрепляется и становится все более глубокой дружба двух поэтов-гигантов, Гете и Шиллера.
Драма «Дон Карлос», одно из значительнейших произведений Шиллера, была создана им еще до переселения в Веймар (1787), но ее с уверенностью можно считать первым произведением классического периода, произведением зрелого Шиллера. В этом шедевре уже намечаются идеи, составляющие сущность творчества великого немецкого поэта: жестокое осуждение кровавого, полубезумного тирана (Филиппа II), любовь и уважение к юному Дон Карлосу, который, будучи украшен идеализирующей фантазией Шиллера, олицетворяет прогресс, человечность и бунт против слепой веры и самодержавия. Маркиз Поза в драме Шиллера воплощает образ подлинного революционера. Он самоотвержен и смел; в конечном счете он жертвует жизнью во имя своего знатного друга, Дон Карлоса. На заднем плане драмы мы видим, ощущаем, слышим и народ Испании: массу, которую наемники господствующей над миром королевской власти, палачи инквизиции и попы, злоупотреблявшие властью церкви, вели на костры, а алчные полководцы и министры посылали на поле брани.
Великие драматические произведения Шиллера имеют большое значение и с точки зрения оперного искусства. По его драме «Фиеско» Верди написал оперу «Симон Бокканегра». «Дон Карлос», «Разбойники», «Коварство и любовь» («Луиза Миллер») также были переработаны для оперной сцены Верди. «Вильгельм Телль» Шиллера дал возможность Россини создать поистине великое музыкальное творение.
Музыкальный мир многим обязан Шиллеру за оду, на текст которой написан хор Девятой симфонии Бетховена. Несколько строк из этого шедевра являются декларацией всей философии поэта:
Вас, миллионы, обнимаю!
Всей вселенной — поцелуй!
Шиллер сознательно обращается ко всему миру. Поэт, современник великой французской революции, уже не удовлетворяется узкими границами своей родины: он обнимает миллионы людей и миллионам людей стремится указать путь своей поэзией — звучной, широкой, благородной и боевой.